Андрей (live_internet) wrote in drugoe_kino,
Андрей
live_internet
drugoe_kino

Category:

Джошуа (Joshua)

Джошуа (Joshua)
США, 2006
Режиссер: Трэвис Бэтц
В ролях: Уард Робертс, Кристи Джексон, Аарон Гэффи.

За год существования этот фильм получил всего 320 голосов на imdb, и даже не был удостоен синопсиса, что фактически означает полный провал. Собственно, я никогда бы не сел смотреть малобюджетный и непопулярный хоррор, если бы не одна моя знакомая, пожелавшая выкачать последний фильм с ее любимым Рокуэллом – «Джошуа». Досталось ей, разумеется, совершенно другое кино, во всех смыслах этого слова. Будучи женщиной упорной, она целых два раза пыталась посмотреть скаченный фильм. Когда я услышал ее яростный рассказ про самый поганый из виденных ею ужастиков, я пустился в пространные рассуждения о предполагаемой роли жанра трэш в истории мирового кинематографа. За что и был торжественно награжден болванкой с подписью на память. Начать разговор об фильме «Джошуа» мне хотелось бы именно с этих рассуждений.

В жанре мэйнстрим довольно сложно отличить стилизацию от подражательства, а цитату от плагиата. Даже если режиссер известный и общепризнанный киноман, он прячет цитату от постороннего человека, а внимательному зрителю дает намек: например, легкое сюжетное несоответствие (именно так, к примеру, дядя Жора ловил в Городе Грехов цитаты из Бунюэля). Если же режиссер начинающий, то цитат он и вовсе старается избегать. Совершенно по-другому дела обстоят в трэш-кинематографе. Тут нет никакой разницы между цитатой и не цитатой, поскольку все равно кино заведомо провалится в прокате, и судиться с ним нет никакого смысла. Более того, в трэше возможны даже такие выкрутасы, как псевдоцитаты: это когда смотришь кино, и понимаешь, что эта сцена откуда-то содрана, но откуда – понять невозможно, поскольку она специально снята как содранная сцена. В общем – полная свобода воображению режиссера и сценариста.

Этой свободой самым нещадным образом воспользовался молодой киноман Трэвис Бэтц, в 2006 году сняв типичный триллер 80-х годов. Не совсем понятно, стремился ли Бетц снять именно такой же триллер, какие он смотрел в детстве, либо же сознательно творил стилизацию. Да это и не важно, поскольку кино получилось вполне отвязным для постмодернизма, и достаточно честным для жанра триллера. На моей памяти есть только один подобный опыт, завершившийся абсолютным триумфом – когда молодой киноман снял малобюджетный фильм про гангстеров в похоронных костюмах, перестрелявших друг друга в гараже. Но, не хотелось бы заниматься сравнением двух несравнимых жанров, а тем более пророчить кому-либо успех человека, продавшего душу дьяволу (и не говорите мне, что это не так), поэтому вернемся к нашему Джошуа.

Сюжет фильма, с одной стороны достаточно дебилен для трэша, но с другой являет – собой своего рода экстракт нескольких классических триллеров. Главный герой узнает о смерти отца и вынужден вернуться на малую родину, где не был с самого детства. Там он встретит двух старых приятелей, один из которых стал полицейским, а другой серийным убийцей. Обретение истинных детских воспоминаний через общение с родственниками и старыми знакомыми – есть истинная и окончательная цель путешествия.

Собственно, уже с самого начала фильма возникает устойчивое ощущение, что смотришь его в десятый раз. И это ощущение умело подкрепляется отдельными сценами и сюжетными ходами на протяжении всего фильма. Плохо ли это? Ответ будет напрямую зависеть от отношения зрителя к старым триллерам. Попадись такой фильм рядовому обывателю (вышеупомянутая поклонница творчества Рокуэлла) – обыватель переплюется, не досмотрев до конца. Попадись это кино истинному ценителю жанра (см. Сергей Меренков), он разберет его на мельчайшие эпизоды и в процессе просмотра вспомнит добрую половину домашней видеоколлекции. Я в этой иерархии определяю себя где-то на промежуточном этапе, поскольку очень уважаю жанр, но смотрел по большей части исключительно классику, которую с легкостью узнавал.

Пойдем по порядку. Взрослый герой возвращается в детские страхи родного города («Оно» по Кингу). В этом маленьком городе живут весьма странные люди, которые ведут себя нелогично и необъяснимо («Синий бархат» или «Твин Пикс» Линча). Общаясь с ними, герой вспоминает детство, а центр его воспоминаний – ребенок-урод в сарае (сарай Кроненберга, урод Ардженто). Один из старых приятелей режет местных красавиц (классика Марио Бава), и шьет себе костюм из человеческой кожи («Молчание ягнят»). Под лестницей в подвале у него живет человекоподобная тварь, которая питается останками трупов («Люди под лестницей» Крейвена).

Из отдельных сцен заметим следующие: отвратный некроканнибализм (Деодадо), классическая музыка на фоне убийства (Фульчи), трясущаяся ускоренная камера, наезжающая на дом, а так же сцена отрубания собственной руки (Сэм Рэйми), кроме того содранная с лица кожа из Хеллрайзера и галлюцинации главного героя в духе Стюарта Гордона. Таким образом, для полного комплекта не хватает только оживших трупов Ромеро или Ленци – хотя, возможно, я недостаточно внимательно смотрел. Ну и кроме того, повторюсь, я не могу назвать себя искушенным ценителем хоррора 80-х, поэтому некоторые эпизоды остались вне моего понимания. Возможно, это полет воображения Бетца, хотя мне думается, что это цитаты из фильмов, которые я не видел или не помню.

Резюмирую. Оригинальная стилизация под триллер 80-х. Бюджет вполне соответствует 80-м годам, соответственно грим, декорации, актерская игра тоже двадцатилетней выдержки. Поэтому фильм исключительно для любителей жанра
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments