ПРИТЧЕВОЕ ПЕРЕОСМЫЛЕНИЕ
В ДВУХ ЧАСТЯХ...
1. ЗА ЗДРАВИЕ.
2. ЗА УПОКОЙ.
Лирическое отступление: Впечатления не сиюминутные и неоднозначные, трансформировавшиеся поначалу - в позитив, в конце - в негатив. Посмотрев фильм, чувствовал себя... как на баскетбольном матче... Россия играет с американцами-профессионалами из НБА (непобедимая dreamteam) и наш тренер постоянно берет минутные тайм-ауты; перерыв необходим, иначе игроки - выдохнутся, не смогут продолжать игру, потеряют какие-либо аргументы на победу.
Теперь, при чем здесь А.А.Блок и его одноименная поэма "Двенадцать"?! Там есть такой образ Иисус Христос, вроде как провозвестник революции, мессия. В фильме Н.Михалкова, изначально подававшемся нам чуть ли не как мировоззренческое кино и личностно-социальная драма, тоже есть масса элементов притчи. Поэтому и воспринимать его стоит, как фильм притчу, как фильм - попытку показать современное больное общество и его проблемы, нащупать пути решения проблем.
И, заявленный так, поначалу, к концу он превратился, к глубокому моему сожалению, в идеологический штамп, в котором, взятый вроде бы бескомпромиссный резвый старт к осмыслению и переживанию, нивелировался в упрощенную агитку: “Как нам всем обустроить Россию” (Солженицын-2). Не бывает ведь: здесь помню, - там не помню (как в “Джентльменах удачи”), но с фильмом Н.Михалкова у меня произошла именно эта история. Fifty-vs-Fifty. Начало - за здравие, кончины – за упокой. И образ мессии-Михалкова, зови меня просто "дядя коля"... дядя Николай, Св. Николай, Святой Николай Угодник?!
на мой, субъективный взгляд,
детали тоже…
Есть другие герои: еще 10 человек из как бы реального мира, из как бы реальной страны, живущих по как бы реальным законам, точнее понятиям, ибо законы в России не по справедливости, но от человека к человеку, от человеческих взаимоотношений.
Национальная тема латентно (скрытно, но навязчиво) вообще звучит весь фильм рефреном, как бы исподтишка, с анекдотами, прибаутками, семейными преданиями, полупошлыми шуточками, но да ничего. Если во имя – идеи, мировоззрения! Это даже мелочи, по сравнению с грандиозным замыслом - представить нравственный портрет поколения страны (не больше и не меньше).
В картину вставлен блестящей клип - "танец с саблями", пардон с ножом, который демонстрирует актер Газаров. Хачетурян отдыхает, - так стремительно показать "полет кинжала-ножа" “за три секунды до пробуждения героев”, склоняющихся то к одной позиции, то к другой, надо уметь. Правда, где-то я подобную сцену и приемчик уже видел, и тоже, в кино, но до Михалкова.
Ярко в фильме заявляет о себе еще один, обойденный достаточным вниманием критики, персонаж - Горбунов (тот самый Шико из "Графини де Монсоро") в аплуа “директора кладбища”, с разоблачением "как у нас хоронят". В ответ на разоблачение до того еще одного героя - Вержбицкого про то, как у нас отнимают жилье строители - нечистоплотные коммерсанты. Да еще с простым, но символичным монологом - "наше дело - труба" (метафора с трубой прекрасна - "труба-то газовая, нефтяная", есть а толку-то что?!)
И сыграл бы, возможно, свою лучшую роль, по накалу, по естеству, по "причастию"... если бы на сцене не должен был заявить о себе Первый среди равных, почти как Иисус Христос. Н.Михалков “утопил” героя Горбунова бессмысленно-глуповатым и пустым монологом "о поллюциях", чуть ли не высшем наслаждении для взрослого мужчины, “на старости лет” влюбившегося в молоденькую девицу, и, страстно жаждущего сексуального свидания с ней, а тут суд и все такое...
Роль стражника, судебного пристава, привратника исполнил... "Бэрримор" Адабашьян. Время от времени, заходящий со свечой/фонарем "посвятить" и проведать "12 присяжных, как если бы был каторжником был снова Сэлдомом. А теперь, представьте себе, с каким фильмом ассоциировались бы у многих "12", если бы и Янковский сыграл, как водится, обаятельного мерзавца-злодея-Маковецкого... только... из "Собаки Баскервилей"?!
В этом фильме, кстати, тоже появляется не то собака, не то еще какое-то животное, которое чеченский мальчик, оказавшись на площади (аналог – “Минутка” в Грозном?!), пытается укрыть собой - чтобы спасти под ураганным встречным стрелковым огнем ей жизнь.
Символично, ребенок пытается спасти жизнь животному (щеночку), но кто спасет его самого?! Второй, незримый "герой" батального полотна – незыблемый, неподвижный (!!!) БТР, застывший на приколе (в снег, дождь, ночь и ветер), "олицетворяющий всю мощь и беспомощность российской армии", которая никуда не уйдет из Чечни. И вот таких фокусов и эксцентрики (вроде "танца с саблями) хватает, и на пользу картине они не идут.
ЧАСТЬ 2. ЗА УПОКОЙ.
И все бы было именно так, и можно было бы с удовольствием похвалить Н.Михалкова за то, что снял такую богоборческую картину, где в споре и противостоянии рождается что-то вроде истины, где герои сами пытаются расследовать преступление, простив: и глупый национализм, и нездоровые шутки, и вымученность некоторых реплик...
И на этом кино, собственно, заканчивается. Рушится мировоззренческая хрупкая ось, притча, социально-личностная драма и... начинается "судилище". "По понятиям". Наш якобы псевдо советский (в настоящее время российский) суд, - "самый гуманный и справедливый суд в мире". Когда все вокруг, мальчиши-плохиши и только один мальчиш настоящий становится не по себе, и правда!
Из мессии оракул быстро превращается в оратора, а казавшийся поначалу, глубоко нравственным и гуманистический пафос фильма, превращается в идеологический штампом из серии "Как нам обустроить Россию", калькой с американского, но с политинформацией, “как надо жить и кому на Руси жить хорошо”.
А затем и вовсе предлагает коллективный разум и взаимопомощь, демонстрируя коллективисткий дух беспомощности росийского общества в лице присяжных. Просто "Спасти рядого Райана", т.е. чеченского мальчика предлагается... осудив его, невиновного, потому что в тюрьме ему будет лучше, потому что на свободе его ожидает жестокая судьба - или убьют, или... И никто на защитит.
Здесь герой Михалкова переиначивает библейские заповеди. Отправляя невиновного в тюрьму, на осуждение, он предлагает "соратникам", разделив ответственность, всем вместе бороться за оправдание мальчика. Немая сцена. Присяжные - в ауте. Как личности - они раздавлены. Их нет, даже как актеров. Они враз стали настолько беспомощны, причем все. Так не бывает!
- Зови меня просто, дядя Коля... (Ага, ЩЩЩас, - т.е. лавров Иисуса уже не надо), просто дядя Коля... Св.Николай, Святой Николай! Отчего ж не Никита?! Святого Николая знают и почитают больше?! Не только на Руси, но и в мире?! И вот он, спецприз - Веницианский лев. За семь лет киномолчания, “пала седьмая печать”.
P.S. ...
Но сам фильм "формально" закончился давно. Перед тронной речью и самоизобличением Михалкова. Однако этого мало, надо "прикончить морально" героя Маковецкого, сомневавшегося и выступавшего за невиновность мальчика до конца! И Михалков это делает.
Сцена решена мастерски, но как-то прямолинейно. Черный экран, маленькая белая дверь, в центре кадра. В темный физкультурный зал заходит Маковецкий. В зал, еще во время процесса влетела птичка-невеличка (“чито, чито, чито-маргарита, да…”). Он собирает свои вещи, рука тянется к иконке - Образ Божией Матери, но что-то отталкивает его руку.
Theend. Конец. Занавес.
- Минуточку, а где же государство, почему же в нем творится такая вопиющая несправедливость?! Почему присяжные должны брать на себя и роль следователей, и роль защитников, и роль... Михалков не дает ответа, разве что…
- Зови меня дядя Николай (или Коля)...
Только вот хватит ли сил в одиночку
всех-то спасти-то, а Никита Сергеевич?!
Святой Николай Угодник?!
N. B. ...
“Черный вечер.
90 ЛЕТ СПУСТЯ...
ЖДЕМ... 2008 ИЛИ 200~?!
Что же это за "Нищая страна", у которой только "два мессии"... в "12" (дядя Коля, св. Николай Угодник) и в "юбилейном 55" (почти что И.Х. - ВВП) и один режиссер, снявший оба этих фильма. И как стыкуются две картины, если при таком мессии-руководителе (как в "55") такие порядки и жизнь (как в "12"). Или опять "царь - хороший, это бояре плохие"?!
Community Info