Мегадетный Отецц (mcfist) wrote in drugoe_kino,
Мегадетный Отецц
mcfist
drugoe_kino

Categories:

Le Rayon Vert (1986) - Eric Rohmer



Зеленый луч, чудо природы, оптический казус известный из школьного курса физики - в последний момент заката краешек заходящего солнца выстреливает ярким зеленым пятном и исчезает за морским горизонтом. Девушка Дельфина (Delphine) мается в столице не зная куда себя приложить на время отпуска, мечется по приглашениям то в деревню к подружке, то на лыжный курорт к экс-бойфренду, но все вот как-то что-то не то, что-то ей не ладится. Наконец, на морском берегу она встречает своего soul mate и наконец все у нее образуется, и зажигается зеленый луч.


Это сюжет в двух предложениях, но он совершенно не сжат в угоду эффектности, а те кто знаком с творчеством Ромера я думаю согласятся, что он способен из минимальной, практически несуществующей сюжетной линии сделать нечто труднопередающееся словами. Более того, чем дальше я смотрю его фильмы, тем более становится очевидно что сюжет как таковой совершенно не важен, а куда как интереснее отдельные сцены, следить и догадываться по словам и жестам о том что движет человеком, как за малозначащими словами прорисовывается то самое человечное, не наигранное (я понимаю что это оксюморон, мы все же говорим об актерах в первую очередь), и как-то удивительно не банальное, хотя выражаемые чувства в общем-то очень просты.


Вот Дельфина познакомилась с девицей из Швеции; та оперативно начинает флирт с подвернувшимися парнями, и тянет за собой новую знакомую. Ничего предосудительного не происходит, но по жестам видно как героиню напрягает пошловатость ситуации, а видя это в свою очередь уже сам, как зритель, меняешь отношение к тому что происходит на экране. Сцена, как и остальные в фильме, прозрачная и совсем не глубокая, но вместе с тем очень узнающаяся и жизненная. С одной стороны, молодые люди на пляже, ничего неожиданного сверх того что обычно происходит с молодыми людьми на пляже, не случается. С другой стороны, хирургическая выверенность диалогов, движений, мимики, - легкость произведения которая обманчива, как в лучших рассказах Киплинга, где, как и у Ромера одной фразой реализуется тот редкий шанс подсмотреть что на самом деле происходит у человека в голове.


Эрик Ромер - старый экзистенциалист, его любимые бесы - существование Бога, невозможность передать мысль другому, ответственность за поступки, и всяческое memento mori. Он видимо намеренно выбирает наиболее легкомысленное оформление для своих фильмов, возможно чтобы не отпугнуть аудиторию, а возможно чтобы затруднить себе задачу. Это как в известном шуточном доказательстве небытия Бога, которое звучит примерно так. Величие творца соизмеримо с трудностями которые он преодолел; самая большая трудность - это создать вселенную несмотря на собственное несуществование, а значит в мирах, созданных богом, бога нет (Гаскинг). Ромер точно так же, настолько затушевывает сложные темы, что невозможно указать где они есть и есть ли вообще, и только то что его фильмы никак нельзя классифицировать как легкие, намекает что где то там, глубоко, что-то все же присутствует.


Многие ругают Ромера за нудность, и знаменитая фраза Джина Хакмана из "Night Moves" о том что смотреть его фильмы все равно что смотреть как краска сохнет, тоже по своему правда. Тем не менее, решать вам.

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments