silver_krum (silver_krum) wrote in drugoe_kino,
silver_krum
silver_krum
drugoe_kino

"12": неожиданный респект Михалкову

Полный зал на фильме, о котором мало кто сказал теплое слово – это был сюрприз. Должно быть, Михалков все еще действует гипнотизирующее на русскоговорящую аудиторию – магия имени, понимаешь, харизма, все дела. Удивительным оказалось и другое – в толпе выходящих с просмотра не звучало негативных реплик. Одобрение толпы, так сказать, витало в воздухе. Еще раз, и очень ярко, убеждаешься в том, что у кинокритиков и зрителей совершенно разные задачи в этой жизни.

 

В частности, именно благодаря критикам, все уже знают, о чем речь в этих самых «12». Но нам это – побоку. Мы расскажем все равно.

 

 

Чеченский мальчик Умар попадает на скамью подсудимых за убийство своего приемного отца, офицера российской армии. Все улики – против него. Адвокат откровенно скучает – ему неинтересно защищать ублюдочного чурку, из которого и дерьмового гонорара не выжмешь. Для вынесения приговора коллегию присяжных из 12 человек запирают в спортзале (других пригодных помещений в школе, где суд арендует площадь, не нашлось). По странному правилу, вердикт должен быть вынесен единодушно. Все хотят освободиться побыстрее и сквозануть по своим делам. Всем дело кажется совершенно ясным. Все голосуют – «виновен». И только один запоздало признанный гений-физик против. Ему кажется, что решать судьбу человека вот так, впопыхах, как-то неправильно. Кроме того, ему хочется поговорить. И господам присяжным заседателям приходится начать долгую и, как им кажется, бесполезную дискуссию.

 

Они очень разные. Тут есть левиафаны современного мира – телепродюсер и директор кладбища. Есть мелкая сошка, вроде пожилого метростроевца с чемоданом, полным всякой дребедени, включая унитазную крышку. Есть процент нацменов – старый лохматый еврей и хирург-грузин со своим «ше не деди мугит хан». Есть демократ, мало отличимый от Валерии Новодворской, но есть и крепкий таксист-ксенофоб. Короче, все, что могла поставить к столу матушка-Расея, Михалковым отобрано и подано. Выбор лиц, представляющих слои и подгруппы, почти безупречен. Не в одной фактуре дело. Скажем, еврея можно было бы подобрать и пофактурнее, чем Гафт – но вряд ли это было бы так сыграно. Маковецкий, во внешности которого уживаются «ботан» и цепкий делец. Грубый Гармаш с присущей ему в самых скотских ролях бездной отчаяния. Искрометно-мешковатый Газаров, благородно-циничный Горбунов, убедительно-невнятный Петренко (Алексей), мясисто-омерзительный Стоянов – в общем, перечислить можно всех 12 апостолов. О чем говорит ощущение, что каждый идеально подходит своей функции? О том, что фильм скрупулезно просчитан. Ну, или все о том же михалковском магнетизме.

 

Вот добрались мы и до нашего, понимаете, Никиты Сергеевича, наконец. Конечно, я был уверен, что он, по своему милому обыкновению, перетянет одеяло на себя. Все ждал, когда это начнется. А поскольку фильм продолжается два с половиной часа, ждать пришлось изрядно. Михалков начинает выступать в самом финале. Таким образом – никакого одеяла. Два часа Михалков скромно стоял в сторонке, позволяя резвиться всем, кому было положено по сценарию. Потом, конечно, вышел на первый план и немножко подраздвинул плечами окружающую массу. Ясно, вся сверхидея замкнулась на его персонаже. Тут он изрядно пережал – скупую мужскую слезу и «Русские офицеры бывшими не бывают» обстебали решительно все (и поделом). Но при этом (возможно, впервые за последние годы) Михалков проявил чувство меры по отношению к себе самому. Страшно сказать: финальную фразу произносит не он, а Маковецкий. Хотя – лучше б ее никто не произносил. Ох, уж этот воробышек…

 

Да ну, спору нет, «12» - совсем не безупречный фильм. Просто в нем есть главное – он не оставляет равнодушным. Хитрый Михалков, как в лучшие свои годы, бьет по всем направлениям, цепляя интеллектуальную публику и слезливых домохозяек, толстых и тонких, евреев и прочих. Странное получается дело. Фильм сделан с настоящим чувством – но, почти наверняка, оно великолепно просчитано. Так а что, господа хорошие, вы от профессионала хотели?

 

Очень похоже, что «12» был запланирован как парад актерских выходов. Если так, то задача выполнена блистательно. Не все в истории про групповой приступ милосердия стыкуется, как хотелось бы. Не все соответствует правде жизни. В сущности, замысел, как он есть – всего лишь игра, правила которой во многом конфликтуют с суровой реальностью. Это нормально: театр, например – одна большая условность, однако ж мы ее почему-то принимаем и не возмущаемся, когда нам пытаются впарить сорокалетнюю тетку под видом юной невинной девственницы. Михалков играет по своим правилам, и тот, кто хочет, их принимает.

 

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →