(La Soufriere - Warten auf eine unausweichliche Katastrophe)
Производство ФРГ, 1977 год, длительность 30 мин
Режиссер Вернер Херцог
В главных ролях: три спятивших жителя острова, проснувшийся вулкан, токсичные газы, две свиньи, несколько поросят, много собак, кошка, стая птиц, брошенный город
Повседневная жизнь- всего лишь иллюзия, за которой кроется реальность видений" (с) Индейцы Дживеро
Мне все равно, жить или умереть, все в руках божьих. Те люди умерли, а я останусь и, может быть, выживу. Если вы заберете меня с собой, я пойду с вами в безопасное место. Но я могу отправиться и к вулкану. Мне все равно. Творчество Вернера Херцога уникально. Он строит свои истории, опираясь на фактические материалы и не проводя четкой границы между игровым и документальным кино. Действие большинства его картин разворачивается в удивительных местах планеты.
Эта работа посвящается рассказу о том, как в 1976 году режиссер с операторами-единомышленниками отправляется на карибский остров Гваделупа, где в ближайшее время должно произойти извержение вулкана Lа Soufriere. Задача Херцога- взять интервью у человека, отказавшегося эвакуироваться вместе с остальными жителями и оставшегося ждать неминуемой смерти.
Параллельно с этой историей раскрывается и другой похожий случай, произошедший на соседнем острове Мартиника в 1902 году, когда при извержении вулкана погибли 40000 человек. На этом острове жители, поддавшись уговорам мэра, которому нужно было успеть вовремя провести выборы, не покинули остров перед катастрофой, отсрочив отъезд на несколько дней, и в результате все население за несколько минут сгорело заживо. В фильме много времени уделено образу покинутого в страхе перед извержением города. Камера оператора постоянно показывает, как по улицам бегают брошенные собаки и свиньи, в магазинах царят разруха и запустение, в домах остались включенными приборы- теперь все стало хаотично и растерянно, даже птичьи стаи спешно покидают остров. Нужная атмосфера создается при помощи медленных панорам города, который скоро перестанет существовать.
Спокойными кажутся только три человека, оставшиеся в городе- бедняки, которые не поддались всеобщей панике и по-прежнему живут себе припеваючи да ухаживают за животными. Разговор с ними занимает одно из ключевых мест этого небольшого документальной картины. Режиссер показывает, насколько невелико, на самом деле, расстояние между безумием и холодным расчетом, он исследует границы человеческого сознания, его сосуществование с тем, что происходит вокруг, но делает это тонко и очень ненавязчиво, используя емкие образы, взятые из реальной жизни. Визуальные решения, которые создает мастер, удивительны.
Херцог подводит зрителя к диалогу о том, все ли так очевидно в мироощущении западного человека, если он может допустить такое, и указывает на мнимую познаваемость мира, когда всему вокруг можно присвоить какую-то определенную оценку, разложить по полочкам.
И жители Мартиники, и оставшиеся в городе гваделупяне (гваделупцы? гваделупачи?) оказываются перед лицом смерти совершенно беспомощными. Херцог делает фильм, используя именно эти крайние моменты, пиковые состояния сознания, потому что как раз в подобных ситуациях люди поступают искренне, и противоречивость их поступков можно довольно четко зафиксировать.
В числе прочего, автор показывает нелинейность и иррациональность всего происходящего. Все в том же 1902 году нашелся человек, которому удалось пережить катастрофу. Им стал один из заключенных, которого за плохое поведение и неповиновение начальству поместили в карцер под землю, благодаря чему во время извержения огонь не убил его, а только поранил.
Режиссер никогда не дает однозначной оценки поступкам своих героев. В этой ситуации тоже много различных пластов. Это не просто ремарка, указывающая, что среди всех в живых остался только самый злостный каторжник. Херцог проследил его судьбу и выяснил, что последующие 50 лет этот человек выступал в цирке как диковинка, уникальный экспонат, единственный, кто выжил после страшной катастрофы. «Если вы заберете меня с собой, я пойду с вами в безопасное место. Но я могу отправиться и к вулкану. Мне все равно»,- эти слова накуренного латиноса, сидящего под деревом среди хрюшек и ожидающего смерти, приобретают особое значение.
Режиссеру важно не обрисовать какой-то вопрос, а погрузить зрителя в него и дать прочувствовать. «Кино не искусство ума, но созвучий»- считает товарищ Вернер Херцог. Для него вся эта история о вулкане- аллегория, позволяющая приподнять завесу над миром человеческих иллюзий и надежд. Он является представителем «немецкой новой волны»- направления, для которого очень важна работа с формой, возможность придания ей мысли. Ему, по сути, неважно, произойдет ли извержение на самом деле, это не так принципиально для задач картины, как не является значимым, живет ли действительно в недрах озера лохнесское чудовище, к съемкам документального фильма о котором он сейчас готовится.
Еще хочется добавить, что Вернер Херцог- это спятивший немецкий мужчина югославского происхождения, который, рискуя погибнуть при извержении вулкана или выбросе токсичных газов, потащился в другую часть света снимать такой же спятивший репортаж о таких же спятивших людях, как и он сам. Эта работа не относится к ключевым или самым известным фильмам этого европейского режиссера. У него есть еще куча достойных картин, не менее, а то и более полоумных и глубоких.
Community Info