?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Братки Карамазовы
byrne
bezumnypiero wrote in drugoe_kino


В туманном и дождливом Лондоне окопалась русская мафия, испещренные с ног до головы роскошными татуировками воры в законе. Они крадут элитное спиртное, торгуют живым товаром, воюют с бандитами-чеченцами. Официальным прикрытием для них служит русский ресторан, в котором губастый и патлатый гармонист распевает «Очи черные» для престарелых эмигранток.

Видно, встретил вас я в недобрый час

«Восточные обещания» Дэвида Кроненберга вышли в наш прокат под странным названием «Порок на экспорт», совершенно не отражающим проблематики этого фильма.

Именно что польстившись на обещания лучшей жизни покидает родину 14-летняя русская девушка из нищей российской глубинки, дочь погибшего шахтера.

Научившись петь в церковном хоре, она едет в Лондон, где ее будут насиловать и колоть героином русские бандиты. Всё это мы узнаем из её дневника, который попадёт в руки акушерки русского происхождения Анны Ивановны Хитровой (Наоми Уоттс).

Анна примет роды у истекающей кровью девушки и начнёт поиск родственников, способных усыновить ребёнка, чтобы он, не дай Бог, не попал в британскую систему социальной помощи.

С помощью дяди Степана (известный польский режиссер-эмигрант Ежи Сколимовски) и его жены мужественная девушка начинает расшифровку записей, параллельно обнаружив в вещах погибшей визитку того самого русского ресторана. Его обаятельный пожилой владелец Семен (немец Мюллер-Шталь) угостит соплеменницу вкусным борщом и возьмётся переводить дневник.

Дальнейшее действие развивается по вполне хичкоковским канонам – честная и открытая героиня, рассекая по улицам на отцовском мотоцикле «Урал», всё глубже и глубже увязает в самодеятельном расследовании, не обращая внимания на вечно пьяного сына ресторатора Кирилла (Кассель, уже второй раз играет русского братка) и его шофера Николая (Мортенсен), личностей малоприятных, характерной уголовной наружности, ни на просьбу ресторатора принести оригинал дневника. Саспенса, впрочем, нет никакого.

Ну разморозили бандиты феном труп убитого в турецкой парикмахерской конкурента, отрезали пальцы и спустили в реку. Или вот на кладбище после матча «Челси» – «Арсенал» чеченцы перерезают горло мочащемуся на могильный крест убийце-турку.

Всё это создает криминальный колорит, но никак не делает сюжет более захватывающим.

Цигель, цигель, ай-лю-лю

«Порок на экспорт» продолжает традицию времен холодной войны условного изображения пришельцев с Востока, только вместо СССР поставлена Россия, а КГБ заменили на русскую мафию.

Реквизит обновлен, и западный зритель попадает в давно знакомый – «Парк Горького» (1983), «Красная жара» (1988), «Маленькая Одесса» (1995) – мир триллера с русской экзотикой.

Этот жанр позволяет ему перенестись в непривычную, но всё-таки реальность, выполняя ту же функцию, что и советские фильмы про басмачей и западную разведку, изображаемую прибалтами.

Тут более, чем правдоподобие сюжета, важны как можно более странные для зрителя детали и ритуалы. Кроненберг пичкает ими по полной программе. Питье водки из горла, бордель с украинской девушкой, поющей песню про соловья, сцена коронования в паханы (Николай рассказывает о том, что он сидел в Крестах, его мать была проституткой, сам он умер как человек в 15 лет, начав воровать)…

И, наконец, как вишенка на разукрашенном торте – роскошнейшая драка на кривых ножах в турецкой бане голого Мортенсена (напомню, что он играл Арагорна во «Властелине колец») с чеченцами в черных кожаных куртках. Однако наш зритель тут оказывается в ситуации подглядывающего за подглядывающим.

Экзотика вызывает скорее ироническую улыбку на фоне общей скуки, а уж финальные титры, идущие на фоне слайд-шоу воровских татуировок с церквями в пол-экрана – просто тушите свет.

Не знаю, знакомился ли сценарист с советской киноклассикой, но у меня начали всплывать ассоциации с «Джентльменами удачи» и «Местом встречи изменить нельзя»: специально зататуированный для задания Николай оказывается агентом русского отдела Скотленд-Ярда.

К тому же у него начинает возникать взаимная симпатия к Анне, под конец фильма решившей самой усыновить осиротевшую девочку. Для полного кайфа не хватает, чтобы были слышны произносимые актёрами реплики на русском.

Но всё пожрал дубляж, и в народном фольклоре останутся только «Какие фаши докасателства?» из «Красной жары». А лучшей характеристикой фильма станет цитата из Войновича – «и мы троекратно, как принято среди уважающих русские обычаи иностранцев, облобызались…»

По последним данным разведки, мы воевали сами с собой

А вот на крупном международном фестивале в Торонто фильм получил приз зрительских симпатий.

Кроненберг сегодня один из известнейших авторских режиссеров, работающий на стыке социальной сатиры, фантастики и фильма ужасов, настоящий западный интеллектуал.

Правда, последней его сильной работой была «Экзистенция» (1999). Последующие «Паук» (2002) и «История насилия» (у нас «Оправданная жестокость», 2005) с тем же Мортенсеном демонстрируют вялую режиссуру.

В «Экзистенции», вышедшей в один год с «Матрицей», Кроненберг также рассказывал о виртуальной реальности, но для рафинированной аудитории. То есть можно сказать, что мировые веяния он улавливает хорошо.

И вот он снимает криминальный триллер. Сильной стороной фильмов Кроненберга всегда были патологические проявления психики, их разрушительная энергетика. Женщина порождала злобных карликов-убийц – «Выводок» (1979), взрывались головы и плавились компьютеры – «Сканеры» (1981), корежились машины и тела экстремальных свингеров – «Автокатастрофа» (1996).

Маргинальные, странные сообщества людей, иная, отличная от повседневной реальность. «Порок на экспорт», действие которого происходит в среде русскоязычной криминальной диаспоры, отлично вписывается в этот ряд.

Но русские гангстеры не имеют способности к телекинезу, не умеют заглядывать в будущее и вынимать пистолеты из своего живота. Бандитам нужна психология.

В фильм она берется из русской литературной классики – тяжелые, с избиениями отношения между Семёном, его дурным сыном Кириллом и шофёром Николаем созданы по модели «Братьев Карамазовых». Сам Семен насилует 14-летнюю девушку, что уже прямая достоевщина, а дядя Степан, хвастающийся мифической работой в КГБ и пьющий водку, вполне чеховский дядя Ваня.

Русская классика на Западе любима, экранизируема, вплоть до пародий («Любовь и смерть» (1975) Аллена) и узнаваема, есть даже комикс про Раскольникова, переодевающегося по ночам в Бэтмена и мочащего старушек.

Кроненберг жанровыми мазками создает очень правдоподобный для Запада образ русского – склонного как к самым благородным и идеалистическим, так и к самым ужасным поступкам, фильм о способной к любви и надрыву русской душе.

И совершенно не стесняется своего фильма, возит по кинофестивалям. Точно так же можно представлять себе Гонконг по мафиозным боевикам и прыгающему с карниза на перила Джеки Чану, если не видеть фильмов Вонг Кар-Вая.

У Кар-Вая под шустрой, модерновой камерой оператора Кристофера Дойла Гонконг задышал и засверкал неоном, парами и туманами современного перенаселенного мегаполиса, с влюбляющимися, терзаемыми мечтами и мучающимися одиночеством в уличной толпе гонконгскими юношами и девушками.

А нам лишь остается лишь с сожалением и чувством неловкости смотреть на хорошо принимаемые западным зрителем русские образы и характеры, создаваемые мэтром фантастического кино.

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
"зататуированный для задания Николай оказывается агентом русского отдела Скотленд-Ярда"
а не фсбшником он разве оказался?

я не услышал нигде, что он из фсб, на свиданку в больницу к нему приходит сотрудник английской полиции. но русский и украиский он знает...

он приходит и говорит, что Скотланд-Ярд запрещает фсбшникам продолжение операции и т.д.

я как-то не осознал этот момент

как я понял в кинотеатр на него лучше не ходить? Раз все полностью задублировали?

задублировали отлично: "колян", "кирюха", "пахан". к просмотру не рекоммендую.

фильм ужасен.

тьфу, так и знала.

специально зататуированный для задания Николай оказывается агентом русского отдела Скотленд-Ярда
OMG, а ведь предупреждали про спойлеры! :D

Надеюсь только, что Николая разукрасили временными татушками, а то как в таком виде на следующее дело пойдет! :)

"Правда, последней его сильной работой была «Экзистенция» (1999). Последующие «Паук» (2002) и «История насилия» (у нас «Оправданная жестокость», 2005) с тем же Мортенсеном демонстрируют вялую режиссуру."

Справедливости ради стоит отметить, что "Паук" получил множество призов, в том числе за режиссуру, чего не скажешь об "Экзистенции". И это вполне закономерно - мне тоже нравится "Паук", в отличие от других фильмов Кроненберга. "History of Violence", к моему удивлению, тоже завален призами, хотя это уже явно попса и жанровое кино. Полагаю, про "Восточные обещания" можно сказать то же самое. Во всяком случае, смотреть уже никакого желания нет.

с чего вы взяли что "история насилия" попса?

а мне вот понравились образы, и сыгранно хорошо.
.. это следующий шаг после перечисленных фильмов про русскую колхозную угрозу.

В Калифорнии посмотрели подобный шедевр "Красный рассвет", где в американский городок вторгаются русские, расстреливают детей в школах и устраивают концлагерь (кстати героя там играет пара - Свейз и носатая деваха из "Грязных танцев).
Так вот потом я возмущенно рассказывал об этом одной канадке, а она говорила - "Да все так и есть. Русские такие"
К сожалению, мы интересны только как враги :(((

Красный рассвет типа Неуловимых мстителей :-)
в Пороке на экспорт не образа врага

ну наверно. хотя точно так же играется на навязанном стереотипе "русских".
В американских школах есть занятие - развенчивание шаблонов о народах. типа, негр не тупое было, еврей не жадина и пр.
Так вот про русских было сказано примерно - "русские это не только проститутки и мафиози"

мне видется во всём этом конечно определенный рывок в сторону "сделать правдоподобно" (селедка под шубой на праздничном столе и вполне так правдоподобные наколки (хотя тут я не спец)). Но, видимо, "им" никогда не понять:) Тем более, если подходить со стороны "а сегодня я вас, заокеанские детишечки, напугаю страшным русским медведем, который живет рядом с нами".

Отличная рецензия!
А ходить не стоит даже ради голого Мортенсена?!

фильм нудный, лучше на двд, в хорошей компании, под vodka и borsch! :-)

ой... Кроненберг обидел ваше национальное самосознание? ай-яй-яй %)

клюква, но от любимого режиссера. мне понра)
да, кстати, а вот про "историю насилия" не надо, там просто не к чему придраться

Я, наверное, чуть ли не единственный кому понравилось. В чём клюква никак не могу взять в толк? Стереотипы - да, ну так куда без них?.

а вот что эти стереотипы уже по горло сидят. вон - китайцам нравится, а нам - нет.

А наши же стереотипы о американцах, китайцах, японцах и итальянцах не сидят? Фильмы Копполы, Де Пальмы, Скорсезе и Леоне - это не набор стереотипов (без попытки сравнения и каких либо оценок)?

Да и наши же стереотипы о самих себе?

Я ходила на этот фильм другом. Так он начал уже с третий минуты канючить: пойдееем, отсюда, ну пожааалуйста :))
Через 15 минут я сама сбежала дожевывать попкорн в фойе :)

Не может на запде никто снять холрошего кино про Россию. Даже Кроненберг, которого я люблю.
У меня лично не возникает желания ознакомиться с этой картиной...

а как же Brazil Гильяма? лучше фильма про Россию помоему в мире нет ;)

  • 1