Автор сценария: Реджинальд Роуз
В ролях: Генри Фонда, Ли Кобб, Джон Фидлер, Джек Уорден, Джозеф Суини
Композитор: Кеньон Хопкинс
В судебном деле о подростке-пуэрториканце, обвиняющемся в убийстве собственного отца, последнюю точку предстоит поставить 12 присяжным, от решения которых зависит решение вопроса - достаточно ли убедительны предоставленные доказательства вины для вынесения смертного приговора. Для 11 из 12 мужчин, собравшихся в небольшой комнатке в самый жаркий день лета, вердикт очевиден: виновен. Но диссонанс вносит присяжный под номером 8 (Генри Фонда), ставящий под сомнение верность прозвучавших свидетельств и в течение последующих часов во всё более накаляющейся обстановке начинающий перетягивать мнения прочих на свою сторону.
Дебютировавший этой лентой в большом кино телевизионный режиссёр Сидни Люмет будто бросал вызов широкой аудитории: легшая в основу постановки пьеса Реджинальда Роуза пользовалась успехом на театральной сцене, но перенос её в формат фильма был достаточно рискованным экспериментом. Сюжет практически лишен действия, история раскрывается исключительно из разговоров присяжных, пространство ограничено помещением 16 на 24 фута (или же 5 на 7.5 метра), отсутствуют даже непременные для судебных историй прения адвокатов (все эти: “Протестую, ваша честь!”, “Принимается / отклоняется”) – что, казалось бы, интересного можно рассказать в таких условиях? Снятая всего за двадцать один день после двух недель предварительных репетиций картина продемонстрировала, что скромные средства профессионализму не помеха, собрала ряд номинаций - в том числе три на “Оскар”, - а в настоящее время занимает 13-е место в списке лучших фильмов сайта IMDB. Недостаток действия с лихвой окупается психологической составляющей: несмотря на то, что даже имена действующих лиц (кроме персонажей Суини и Фонды, исполнявшего здесь ещё и продюсерские функции и по итогам зарекшегося иметь дело с продюсированием навсегда) так и не будут оглашены в кадре, незаметными мазками Люмет выписывает яркие образы и создаёт вполне убедительные характеры, раскрывающиеся в перепалках мужчин, в руках которых оказалось решение вопроса жизни и смерти. Благодаря этому соединение мастерских работ, как актёров, так и всей съёмочной группы - в фильме скомбинировано более трёх с половиной сотен сцен, снятых с различных точек, - даёт на выходе актуальную и по сегодняшний день (как продемонстрировал Никита Михалков со своими “12”) картину, по просмотру которой трудно не согласиться спустя 50 лет со словами Генри Фонды, заметившего режиссёру после премьеры: “Sidney, it's magnificent”.
Community Info