Разочаровательный принц (vbv) wrote in drugoe_kino,
Разочаровательный принц
vbv
drugoe_kino

12 (2007)

Кроме "Монгола", по осени 2007 года на наши экраны вышел другой знаменательный фильм отечественного производства. Фильм снял Никита Михалков, и фильм уже отправился в Америку — будет соискать "Оскара-2008". "Монгол" и "12" — картины прямо противоположные по духу. У Бодрова-старшего — костюмированная историческая мелодрама "интернационального" значения, у Михалкова — камерная драма, сделанная подчеркнуто про-российски. Cудя по тому, что каждая новая картина Никиты Сергеевича отправляется "искать счастья" за моря-окияны, эта премия имеет для режиссера большое значение.

Итак, "12". Это история двенадцати присяжных, запертых в школьном спортзале, где они должны вынести вердикт по делу чеченского подростка, убившего своего приемного отца, русского офицера. Почему присяжные сидят в спортзале? Ну, потому что это такая метафора, такой вот, в общем, гараж (вы ведь помните "Гараж" Эльдара Рязанова? Через частное — к общему. От гаража — до страны. Метафора, короче). Но я бы даже уточнил: президентский гараж. Ведь наш пока что действующий президент, Владимир Владимирович Путин, не только завоевал несколько титулов, но даже написал книжку про дзюдо, если вы не знаете. Он — спортсмен. А спортсмену необходим спортзал.

Мы быстро проникаемся симпатией к этим двенадцати присяжным. Потому что это — обычные люди. Пока в зале торчит судебный исполнитель, они шутят, пинают мячик, кушают бутерброды, кто-то играет на фортепиано, спрятанном за решеткой. Как и герои рязановского "Гаража", они хотят побыстрее вынести вердикт и разойтись по домам. Но для вердикта требуется единогласное решение. И вот тут оказывается, что один из них (герой Сергея Маковецкого) считает, что обвиняемый — невиновен. За 2,5 часа экранного времени он перетягивает на свою сторону остальных присяжных, и зрителя в том числе. Потому что подросток и правда невиновен.

Этот фильм мог бы быть неплохим детективом. Но перед режиссером и сценаристами изначально стояла другая задача. Поэтому мы смотрим не детектив, а сидим на уроке в вечерней школе для великовозрастных болванов, которые с детских лет не усвоили моральных норм, и потому фильм должен их этим нормам научить.

Почему фильм не детектив? Потому что мы, зрители, находимся в более ущербном положении, нежели господа присяжные заседатели. Им известны обстоятельства дела, а нам — нет. У них на руках находятся прикнопленные к делу улики и свидетельские показания, и они три дня торчали на заседаниях суда. Нам же в начале фильма вместо заседания суда показали неплохую, но совершенно неинформативную нарезку: под бормотание судьи перед нами проносится на метафорическом велосипеде чеченский вьюноша. На обочине дороги стоит трибуна, с которой вещает Горбачев... мальчик едет дальше... потом появляется трибуна, с которой что-то болтает Ельцин... и вот тут начинаеца трагедия: война в Чечне. Конечно, Михалков правильно расставляет акценты: виновниками чеченской компании являются два чудака на букву "М" — Ельцин и Дудаев. Один пообещал суверенитет, второй поверил, а когда первый передумал, второй обиделся. В результате пролились цистерны крови. Виноваты взрослые: чеченский боец, который дает бойкому малышу нож, и хлопает в ладоши, когда тот начинает отплясывать джигу или как там это называется, а потом говорит: "На тебя тоже войны хватит, подрастай!". Виноваты взрослые, которые устраивают в школах какой-то беспредел, вроде этих присяжных заседаний, и которые проводят прямо через спортзал уродливые трубы ("давящие на детский мозг") — потому что накосячили при планировке. Всё это понятно. Всё это прописные истины. Но на пользу фильму, как произведению искусства, это не идёт. Потому что на протяжении всего фильма зрители лишены возможности самостоятельно делать выводы о виновности/невиновности подростка. Они ждут, когда эти выводы сделают герои фильма. Ну, и герои фильма, конечно, эти выводы делают, сунув лишний раз нос в подробности дела. Зритель лишается возможности пошевелить извилинами, он тупо сидит в кинозале и смотрит на "движущиеся фотографии людей".

Заканчивается фильм недвусмысленно: председатель суда присяжных оказывается работником госорганов в отставке. Он с самого начала понимал, что подросток невиновен. Он смахивает скупую слезу и, глотая окончание фразы, говорит: "Русский офицер бывшим не бывает". Это надо истолковывать так: "российский президент бывшим не бывает". Он обещает заняться судьбой бедного чеченского подростка...

Главный месседж фильма такой: россиянин, думай своей головой! Но только не ошибись! Остановись и подумай! Для особо тупых зрителей, этот месседж прямолинейно озвучивается в финале: герой Маковецкого приходит в темный, опустелый спортзал, где сидит беззаботная птичка, залетевшая сюда еще во время заседания, и говорит птичке: "Хочешь — лети. А хочешь — оставайся. Только решай сама!" Беззаботная птичка — это россиянин. И она сделала свой выбор: пренебрегла теплым спортзалом и вылетела под страшный снегопад…

Я читал немало отзывов на этот фильм в интернете. Отзывы достаточно разнополярные, но практически все мнения сводятся к тому, что "бенэфлек круто пирлхарбор сыграл, чувак!" Актеры, действительно, были собраны на съемочной площадке прекрасные. Вот только пришлось им играть не людей, а образы, ходульных персонажей: "российский грузин, российский еврей, российский хохол, российский строитель, российский таксист и т.д." (и это не говоря о том, что по воле сценаристов им приходилось ни с того, ни с сего вдруг исповедоваться перед толпой незнакомых людей, заканчивая свои исповеди механическим подытоживанием: "я — против!" или "я — за!"). Но иначе и быть не могло. Михалков снимал очередной лубок, в который затолкал всё то, что волнует современную российскую общественность: "осознанное право выбора, дети, наркотеги (эту тему как быстро запрягли, так же быстро с нее и съехали), кавказцы, чеченские кампании, элитное жилье…" Всё напихали в кучу! И получился традиционный русский суп — окрошка называется. Только в ней кое-чего не хватает. А не хватает ей свежести, полета творческой мысли, желания озадачить, искреннего стремления заставить зрителя задуматься.

И всё-таки это будет поинтереснее "Сибирского цирюльника", предыдущего фильма Михалкова. Вы все, наверное, помните любопытный, довольно необычный дебютный фильм Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих"? Так вот с экспортным фильмом "Сибирский цирюльник", сделанном в жанре "развесистая русская клюква", Никита Сергеевич как раз и стал тем самым чужим, среди своих и своим, среди чужих. В фильме же "12" соблюден некий утешительный баланс между желанием угодить западному потребителю и отечественному.

Другие рецензии читайте в журнале ЭКРАНКА.РУ
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments