?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Ингмар Бергман - "Персона" (Швеция, 1966 год)
tapkalabum wrote in drugoe_kino

Странная картина великого Бергмана сильно потрясла меня. Это кино, о котором невозможно сказать, что-либо определенное. Я узнал, что картина неоднократно обсуждалась на семинарах психологических факультетов и до сих пор вызывает страстные дебаты.

Невероятная глубина характеров и перемен, происходивших с ними на протяжении всего фильма, оставляют впечатление чего-то непостижимого, того, что происходит с людьми в самой глубине их души, куда не может заглянуть ни один человек. Но иногда, вследствие разных событий и неожиданных ситуаций, эти жуткие создания поднимаются со дна и показывают себя в беспощадных лучах яркого солнца.

Что-то подобное происходит и здесь.
 

В одну клинику попадает знаменитая актриса Элизабет Фоглер, которая перестала говорить во время спектакля и с тех пор не произнесла ни слова.  За ней начинает ухаживать молодая медсестра Альма, и обе женщины переезжают жить на пустынный морской берег в дом главного врача, дабы на лоне природы в неге и беззаботности Элизабет смогла бы придти в себя.

Но все оказывается не так просто. Увлеченная молчанием пациентки Альма раскрывает ей свою душу, уверовав, что находит в Элизабет понимающего и любящего человека, сестру, которую она всегда хотела. Так ли это?

В каком-то месте фильм резко меняет свой ритм, и на экране начинает твориться некий ритуал. Становится тяжело отличить реальность от снов и фантазий двух женщин. В какой-то момент кажется, что они суть один человек. На сцене борьба, но кого с кем? Что кроется в бессловесных улыбках актрисы? В чем заключается тайна ее молчания? Кто из двух женщин пациент и врач? Да и на самом ли деле их двое?

Картина усложняется кадрами, имеющими некий ассоциативный смысл. Развиваются библейские сюжеты, в какой-то момент Элизабет держит в руках хорошо известную фотографию еврейского мальчика, в ужасе поднявшего руки, когда в его спину тычет дулом автомата немецкий солдат.

Это фильм, заряженный психологизмом и авангардными визуальными решениями, понравится  тем, кто ценит сложность и искренность настоящего кинематографа. Ведь даже само название, по-моему, говорит о том фальшивом и неестественном, что многие люди считают краеугольным камнем их личности. О маске, которая далеко не всегда способна скрыть истинную суть вещей. 
                                                        
                                                                         


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Да, это сложный фильм...
Одним просмотром тут не отделаешься.

Скажу за себя: я мало чего поняла, но фильм меня потряс. Наверное, своей загадочностью.))
Слышала лишь одну версию (возможно, самую ходовую): в этом фильме показаны взаимоотношения искусства и реальной жизни как таковых.

Кстати, именно этого кадра с поцелуем в шею в таком чётком и ярком виде в фильме-то как раз и не было. Был намёк на него, и потом всё погрузилось в темноту.

Интересная версия. Лично я бы не стал обезличивать главных героинь, навязывая им роль олицетворения чего-то эфемерного. Думаю, здесь дело в самом человеке. Как вроде бы в обустроенном мире, в запланированной наперед жизни (Альма уже видит себя замужем, матерью множества детей) случаются вещи, взявшиеся как бы ниоткуда, полностью выбивающие из коллеи размеренной приятной рутины. В этом случае катализатором была Элизабет, против воли вызвавшая Альму на откровения. И вот уже добрая медсестра готова облить пациентку кипящей водой из кастрюли, понимаете?

Это да.
Вообще, во время просмотра постоянно складывалось впечатление, что именно Альма в центре внимания режиссёра, что важны именно её реакции и её изменения. А Элизабет - это вот как раз катализатор, толчок и в то же время молчаливый наблюдатель, экспериментатор. Лично мне Элизабет казалась иногда просто "декорацией", на фоне которой происходили постоянные "взрывы" Альмы.
Много вопросов оставляет и конец фильма. Что именно произошло с Элизабет, с Альмой?
И почему так важно было произнесение этого слова "ничего"?

Чудный фильм, да. Мой любимый у Бергмана. Спасибо за пост!

Не за что :) Не могу назвать его любимым, потому как не смотрел всего. Вот сейчас как раз пересматриваю потихоньку. Пока больше всего впечатлили "Персона", "Из жизни марианеток" и "Седьмая печать"

Тяжел финал, неоднозначен.
Я смотрела с мужем - для него жэтот фильм оказался бессвязным бредом.
Надо отдать должное актрисам - играют они великолепно,держа ве5сь фильм только своей реччью и мимикой.
Игра 2х миров - один давит,а другой беззлобно отвечает..

А какой именно давит, и какой беззлобно отвечает? В поведении актрисы я заметил усмешку и оценку. Что может быть ужаснее?

Давят на актрису.Усмешку я не заметила,я заметила отношение как к глупому ребенку..и попытку понять.

А как же идея "двойника"? Соединение двух противоположностей, психологическая глубина общего, целого? Акриса тоже страдает, у нее тоже есть свои проблемы, вспомните ее реакцию, когда Альма вдруг выкладывает ей всё, все ее поттаенные терзания, просто так за столом. Причем этот кадр показывается дважды. Один раз лицо Элизабет, другой раз Альмы. Откуда мед. сестра вдруг могла все это узнать? Конечно она лишь раскрыла актрисе глаза на то, что давно жило в ней, было самоочевидным. Так же и актриса проникла внутрь медсестры, вот смысл знаметиного кадра двух женщин, составленный из "худших половинок их лиц", как говорил сам Бергман.

спасибо, очень хочется посмотреть

подскажите пожалуйста, где взять?

спасибо огромное

  • 1