Саша Силкин (berlinguide) wrote in drugoe_kino,
Саша Силкин
berlinguide
drugoe_kino

Categories:

"12" Михалкова

Фильм "12" сделан в жанре правдоискательной сходки. Сначала медленно начинает тошнить от очень кондовой российской атмосферы, где уголовники все, или все обязаны в них играть. Типажи в зале суда подобраны неплохо. Все заседания, где угодно мной там виденные именно таковы, групповые роли хрестоматийны. Конечно, с любимым русскими темами, как то чеченская вина или засилье черпожопых, или просто вина - в фильме перегиб до картонно смешных типажей зазывалы-покаянника или тупого моложавого мужика, стопроцентно обвиняющего в белых кроссовках. Но, в общем, совсем не хуже по уровню и тонкости риторики и даже символики какого-нибудь политизированного фильма Фассбиндера на национально-политические темы. От актёров я в шоке откровенно. Отвык от таких лиц. Лица девяностых. Тошниловка возникает 1) от их явной пропитости - и это типаж; 2) от того, что мало того, что жизнь их потрепала, так это, эти следы и характерные следы той жизни, камерой ещё и возведено в статус наставительного выражения жизненного опыта едва ли не как маркер реальности; 3) от припоминания всего, что за ними водится на экране (т.е., там один был из программы "Городок" или же из "Угадай мелодию", точно не помню, что он вёл, возможно, две передачи сразу, но я просто никогда не хотел бы видеть больше это лицо после этих передач, так как этот говноуровень пошлости должен быть смыт вместе с теми нелёгкими временами, и так же как молчание значимо, актёрам, думаю, должны платить зарплату за значимое отсутствие и непоявление в публичных местах и особенно на экране - потому что рвота подкатить внезапно может у увидевшего). Явно коннотативные рожи (буду именовать представленные в фильме типажи для краткости так) - почему они должны аппеллировать и быть аргументными в совсем посторонней им социальной проблематике фильма? Рожи, заявленные режиссёром как история, да пусть и подноготная даже - я не понимаю, почему выбор Михалкова был в сторону этих рож? Я сам написал, что типажи в зале суда подобраны неплохо. Но это потому неплохо, что они вне суда. А с темой суда над чеченской войной и гуманизмом эти рожи явно не дотянули. И зачем он их сволок в такое - я не понимаю. Чтоб посмеяться? Но вроде ведь не постмодернист же Михалков. Ещё то паскудно, что актёры явно придуряются в те самые типажи, которые они обслуживали в 90-ые. Т.е., очень даже понятно, что они несут пургу. Сотни раз видя их за кадром, да даже и не за кадром, но просто представив, что почему бы им просто не взять и не поговорить на чечен. тему и тему справедливости,раз уж они собрались таким собранием представительным, представляются и звучат совсем иные патетики и речи.

И совсем дико это школьное судилище о чечен. войне. Видя, что это фильм для массы зрителей, я удивляюсь тому, что тему Чечни вообще нужно поднимать. Это какая-то дикая насмешка и разговор в пользу бедных. Я понимаю, видимо, надо давать выпускать пар, т.е., давать речь этим самым натужно пропитым харям, гласу народа, дать любимых характерных актёров в эфир поговорить на трепетные темы... Но все эти темы можно было бы обсуждать и не касаясь чечен. темы. Т.е., простые жизнерадостные темы вполне могло бы утверждать какое-нибудь зажигательное авторитетное жизнеутверждающее существо, ну хорошо, пусть тоже колдырь, пусть без роккультурноандеграундного прошлого (конечно же, без), и лучше бы даже религиозное (впр., нет, видимо такая чепуха, как религиозность ещё в России не дотягивает как менталь. образование до кондовой жизненной темы наших ребят, которые в черножопиях гибнут), но тащить этот идеологически выработанный спитой типажный зоопарк в эту тему - не просчёт ли это идеологического русс. комитета? Не лучше ли обновить статистов? Поставить вопрос по-новому?

Сам пафос дискутирования на нравств. темы и чёрно-белый колорит напомнили мне фильмы вроде "Чучела", где спорили до одурения на темы любви и честности и болтали и болтали и болтали и играли на гитарах и резко поворачивались девушки и били по щеке звонко и театрально и так далее. Фильм возвращает туда, в эпоху всесильного дискутирования и сериала "Ералаш", к мифу о всесилии истинных идеологических баз, баз того доброго времени добрейших московских кухонь, где делалась демократия и истинно западные ценности (оформившиеся в имидж барственного родословного и во всю голову потомственного до кончиков чего-нибудь самого Михалкова), временная конструкция этого фильма с массой отсылок, ретардирований, уходов/приходов стимулирует к этому мифологическому времени. Особливо запальщик-покаянник, тишайший мужичонка ведь, мужичонка-с-достоинством - напоминает глав. героя по своему поведению и внешности из "Иронии судьбы".

А вообще, фильм, обслуживающий чаяния большого сообщества, - я и не знаю, может ли быть такой в России.

Но этот фильм социально явно полезнее кино с Ренатой Литвиновой, которая уже в каждой дырке затычка. Впечатление, что Кира и Рената, в союзе своём совсем несмотрибельная смесь, решительно пригодны на любую тему - эстетически. Кажется, Р.Л. обслуживает псевдоэстетические (эстетических нет, любимый русский вопрос, поставленный ещё Чернышевским в его диссертации, о истине и красоте - опять не решён, мухи неотделимы от котлет) вкусы новой русск. интеллигенции? Странные вкусы... шиза и роковой бабец-мужик в одном лице, таково её востребованное амплуа.

Так что по факту диагностики того, что там с мыслью этической в России - это хорошее кино. И это очень хорошо сделанный фильм. Как та милая сходка фильма "Гараж". Ясно было и тогда, что не в той компании обсуждать проблематику гаражестроения и чёрствости и т.п. - условность любого искусства, но и в этот раз вышло так же умилительно. Помимо гаража можно аж 12 раз по ходу кина порадоваться прояснению в душах присяжных на сходке в этом фильме, катарсисы один за одним! Это интереснее, кстати, расхлябанной антисоциальной (но очень социальной и тем ну никак не эстетичной уже) литвинистической придури. Кстати, не рекламирует ли Литвинова сигареты "Русский стиль" или ещё чего-нибудь элитненькое? Ей бы пошло. В муарчике, бледненькая, худенькая, изысканненькая, с мундштучком, с покраснелым от кокаинчика носиком нести какую-ниб. запредельную чепуху про истинный вкус, чиста канкретна ысттытичиски. Честно говоря, я так и ждал её появления в этом судилище. И самой большой художественной удачей Михалкова нужно считать, конечно же то, что Р.Л. так и не появилась. Напр., в качестве ещё одного присяжного. А то это быстро бы стало комедией. Только представляя, что и как она бы там говорила, я начинаю смеяться.

Понял, что Р.Л. в этом фильме и не хватает... Ибо фильм начат был хорошо - и на этом стоило остановиться ведь... Т.е., просто оказать крупным планом каждую рожу и пустить титры на час или на два потом. Но когда их всех пробивает поочерёдно на гуманистич. экзистенции - это уже явные расхождения с амплуа. Так что Рената там бы рулила.

Я не знаю, чего он хотел снять, но получилась большая насмешка над социальной темой. Бессодержательность многих монологов и их стилизованный и дистантный к социальности же и проблеме контент заставляет думать о технике Сорокина... но вроде в титрах его нет как сценариста. Все разговоры быстро улетают от фактографии в рассуждения о качествах русского человека. Покаянненькое такое улётное рассуждение в сольных номерах... И доводом к виновности/невиновности подсудимого становится конкретное пробоение каждого участника правдосходки, глубокий личный безотносительный к делу катарсис. А Ренаты нет. А вот это жаль, нет мастерицы виноватых взоров. Посмотреть бы ещё, как её пробивает:)) Или как участвует в созидательном труде театрального представления следственного эксперимента по созиданию истины... Ведь лишь очень не много утешает то, как в каждой пропитой бляди проснулся Человек с большой Буквы. Проснулся он так деланно по отношению к заявленным в начале фильма амплуа, не говоря уже об амплуа, коннотируемом актёрским прошлым, и так проснулся несоотносимо с внезапной фактологической прытью в правдоискании в ходе заседания (т.е., прыть внезапная очень, пробивается жуть как быстро), что опять не получилось свести концы с концами - Красоту с Истиной (конкретно я говорю о театр. постановке следств. эксперимента, в ходе которой идут массивно катарсические преображения даже на уровне внешности). А Ренато может, оно могло бы. Хоть вшивенько, но сбацала бы. А то как-то совсем неубедительно эта шобла-вобла рожала гуманистическую истину (забавно то, что о ходу кина там оказывается два или три професс. актёра среди присяжных, но по ходу правдоискания актёрами приходится побыть почти всем, инсценировка за инсценировкой). Она её пыталась рожать прямо-таки фактологически (не получается, а жаль: рассуждения по делу заменяются душещипанием и соплями, что дискредитирует ещё и идею нарождающегося суда присяжных в России; мельчайшими дозами фактография, но лошадиными никак не прикрытыми - идеология, напр., танец с ножом одного из присяжных, лица кавказ. нац-ти (кстати, там еврей, причём, картинный, тоже есть), врача-хирурга, типажа честняги, как, впр., выясняется, конечно, и все там, работает так жутко в тему дружбы народов, что по факту преступления сказать, хаха, можно лишь то, что подсудимый "чеченёнок" отца прибил, хотя танец, как я понимаю, должен бы доказать обратное) и на уровне банальных психологич. приёмов работы со зрителем. А требуется волшебство искусства.

Ну а самая, как я думаю, славная фраза в этом фильме, это фраза одного честняги, директора кладбища, на взятки отстроившего часовню и школу в родном селе: "А не всё ли равно, на какие деньги эта школа построена?"

И всё это касается русской темы. Перфоманс русской широкой души. Слегка смазана дружба народов. Активно разработана лишь национальная тема, тема души. Опять этих русских ничего не интересует кроме них самих... А где же Другой? А где же и вправду виноватый?.. Был мальчик в начале фильма, да сплыл... В конце всплыл. Конец фильма ужасен, просто нечеловечески сказочен. Просто от широты души русской. Всем рекомендую посмотреть именно конец, больше ничего смотреть не нужно. Если бы умел отрезать у фильмов концы, я бы отрезал и подвесил уже на ютуб этот русский конец.

Я думаю, а на чеченскую тему нужно всё же дождаться выхода фильма А. Учителя по повести В. Маканина "Кавказский пленник" - о любви русского солдата к чеченскому террористышу. Прекрасный эротичный рассказ о прекрасной дружбе, каких много на любом сервере порнорассказов по тэгам "Первый раз, Азия и Кавказ, Мужики и молодые, Любовь". Прекрасный рассказ, да... Но если дело пойдёт такими темпами, как в этом фильме, то вопрос будет стоять помимо всего прочего в зале только об одном: кто пассив, а кто актив, и это будет вопросом и фильмом, после которого может начаться ещё одна чеченская война.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments