Johnny Doe (paper_pilot) wrote in drugoe_kino,
Johnny Doe
paper_pilot
drugoe_kino

Category:

Груз 200. Опять и снова о мухах

На фоне непрекращающейся истерии по поводу выхода нового фильма Балабанова реакция от просмотра оказалась для меня довольно неожиданной. Судя по катастрофически многочисленным отзывам в различных киносообществах, зрители разделились на две группы: первая полна восторгов в стиле "Непрекрытая реальность!" или "Глубина метафор!", вторая же делится мнениями на тему "Чернуха - зло!". Но обе группы сходны в одном: фильм не оставит никого равнодушным, однозначно must see. Что ж, из любого правила есть исключения - конкретно я воспринял фильм весьма нейтрально.

Нет, фильм не плохой - несколько вполне себе замечательных сцен есть. Но сбивающей с ног гениальности не чувствуется - это обыкновенный, "среднестатический" фильм, ничем не примечательнее многих других и во многом блёклый.

Фильм забавен в первую очередь псевдосоветскими "реалиями" - особенно изнасилованной героиней, Ксюшей Собчак 84-го года, у которой папа - "секретарь райкома", бойфренд - "десантник, скоро с Афгана вернётся", и прическа модная - "йа у мамы имбецилко, муахаха". Вероятно, Балабанов таким образом глумится над вездесущим гламуром - даже "модная" майка парниши-алкоголика выглядит подобным издевательством с этим "СССР" на красном фоне (не удивлюсь, если в следующих своих фильмах Алексей Октябринович не раз проедется по золотой молодёжи, ибо ему явно это понравилось в "Грузе"). В остальном 84-й год проявляется лишь невзрачными деталями вроде продуктов и автомобилей, и равносильность того и нынешнего времён со всей очевидностью задаётся автором картины, который к тому же внёс в сценарий много очевидных метафор политического толка, которые к искусству не имеют никакого отношения. ("Анжелика = Матушка-Русь" - к черту такое. Я хочу смотреть кино, а не промо-ролик "Политические воззрения Балабанова и кризис современного общества", поэтому многие аргументы в пользу шедевральности этого фильма меня не удовлетворяют - это так, лирическое отступление.)

Если вернуться к кино, то можно обнаружить любопытные эпизоды, но многие находки фильма являются как достоинствами его, так и недостатками одновременно. Потенциально очень сильная сцена чтения писем (голая героиня прикована к кровати, на которой рядом лежит труп её_бойфренда_из_Афгана и труп алкаша_который_её_ебал, а мент-импотент бубнит отрывки из писем бойфренда, вокруг мухи, прошло пять минут или более) не сдавливает дыхание (как могло бы быть в четко арт-хаусном фильме), а заставляет улыбнуться. В целом, фильм действительно смешной - одна гениальная фраза "У нас мухи" чего стоит. Лишение героини девственности бутылкой из-под водки тоже пробило на ха-ха. Если бы не этот нездоровый юмор, фильм было бы трудно досмотреть хотя бы до середины.

Если честно, Балабанов никогда не был мне интересен, его фильмы не впечатляли - так, разок глянуть - но после "Груза 200" я, пожалуй, буду следить за дальнейшей работой этого режиссёра. Не из-за гипотетических достоинств последней картины, а из-за того, что от стёба банального (в "Жмурках" запомнилось разве что "Да у тебя тут целое кладбИще! Убери быстро - мама заругает!") Балабанов перешёл к смакованию гораздо более жестокого стёба над насилием, что теперь делает его похожим на помесь Тарантино и Ханеке - это мне всё-таки нравится. Вот только не получается никакого восхищения, ибо помесь - это дворняжка, милая, но какой-то никакой, невнятной породы.

К "Грузу 200" не стоит относится слишком серьёзно, незачем трактовать на разный лад пресловутый политический подтекст - это унижает фильм, который вне неуместных интерепретаций всё-таки не плох, но это "не", к сожалению, держится лишь на удачных сценах или деталях. Осталось добавить только одно: желание снять красиво о грязи - это одно, а снять грязно ни о чём - это совсем другое. "Груз 200" относится к последнему случаю, он пуст настолько, что его можно назвать простой позой выпедривающегося режиссёра - потому тратить время на него, в общем то, не советую.

К слову, я уверен, что истерия и множество отзывов возникли только от того, что фильм оказался слишком доступен массам - русское кино, неплохая ротация в кинотеатрах, знакомое всем имя режиссёра и т.п. Любопытно будет увидеть реакцию этих же масс на относительно скорый выход в широкий прокат попсовой американской версии "Забавных игр" (а может и не попсовой - ведь режиссирует сам господибоже Ханеке), на которую должно бы пойти много народа - из-за звёздных актёров (Наоми Уоттс, Майкл Питт) или того, что это не "мистический", а "нормальный такой" трыллер.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments