Не углубляясь в политэкономию, отмечу главное в СССР, что имеет для меня значение применительно к фильму "Груз 200" - это то, что люди в советском государстве были несвободны и жили зачастую на пределе своих возможностей. А экстремальные условия яснее прорисовывают отрицательное в человеческих характерах. Учитывая это, плюс обозначившийся в восьмидесятых провал коммунистической затеи, плюс, фоном, войну, перерабатывающую в трупы молодых, красивых и родных, можно представить, как непросто жилось тогда в Союзе. А если также учесть, что и люди тогда были эти же, слабые, с недостатками, а иногда и жуткими пороками - можно впредставить себе, как жутко оно могло быть временами.
Балабанов показывает изнанку советского государства и советского общества, которая - удивительно, правда? - у него имелась и, оказывается, выглядела ни чуть лучше изнанки государства обычного. А, поскольку в 80х СССР стал постепенно превращаться в этот самый "груз-200", изнанка эта щедро украшена художником признаками болезни и даже трупными пятнами. Те, кто кричат "Фу, гадость!" - вы имеете на это полное право, но вы не имеете права запрещать художникам типа Гринуэя и Ноэ создавать такие образы, какие им хочется. Вам настойчиво бомбили мозг лозунгами смысла "беспрецедентно отвратительно для отечественного киностроя" - а вы все равно пошли. Вы знали, что Алексей Октябринович не стесняется показывать насилие, а в этот раз превзошел самого себя - а сейчас плюётесь. Так нельзя ли без оскорблений и этого девочкового воя?
Да, те, кто заявляет, что "СССР - он был чисто вот такой, вот такие точно люди там жили", безусловно, неправы. Но местами он вполне мог быть и таким тоже. Девочки, попадающие по глупости в кошмар наяву, хорохорящиеся мальчики, которые, для себя пуп земли, при том, что они, по сути, ничто, сумасшедшие алкоголики-тираны, при этом прямо наследующие Соне Мармеладовой по идеологической линии, менты-маньяки - уверен, всякое было. Да еще и бурно расцветало порой благодаря некоторым вполне тепличным условиям.
Но "Груз 200" - это не только прививка против обожания СССР и его строя, это еще и фильм-антиутопия - на это явно указывает время действия (см. роман "1984"), - наполненный приметами времени и места. Сомневающийся преподаватель кафедры научного атеизма, бывший зек, сермяжной мудростью борющий академика, верящий одновременно в Бога и в коммунизм, явная беспомощность власти идеологической и практически полная отпущенность исполнительной. Ну и по мелочи - "без оправки ведут в коридор", величественные индустриальные мерзоты (для меня - красоты, но потому что на расстоянии), саундтрек (местами очень удачный, но "магнолии" задолбали). Валера, пустое существо с "ясной" недоцелью, который вместе со своими единомышленниками ненадолго придет на смену номенклатуре. Женщина, вершащая самосуд, как символ грядущих девяностых, когда от милиции толку будет немного. Впрочем, последнее сомнительно - может быть ничего такого и не имелось в виду. Тема правосудия своими руками (желательно - посредством чего-нибудь шандарахающего) Балабанову всегда была близка.
И это, если самое натуралистичное из деталей - это мухи и бутылка (а не,к примеру, грязный и грубый кукурузный початок), а все равно вырвало - значит сильно же снято, не отнимешь.
Community Info