bs_chvstvnn (bs_chvstvnn) wrote in drugoe_kino,
bs_chvstvnn
bs_chvstvnn
drugoe_kino

Categories:

"Груз 200" (реж. А. Балабанов, 2007)

Я люблю образ СССР. Образ страны, занимавшей шестую часть суши, контролировавшей до половины государств и заставлявшей прислушиваться к себе всех остальных. Я благодарен ему за так называемое "советское наследие" в виде гигантов промышленности и ядерного щита. Я чту память дедов, победивших фашизм. Я преклоняюсь перед строителями БАМа и Магнитки, делавших то, подо что сейчас годами вымораживаются инвестиции, на голом энтузиазме. Я люблю соцреализм и патриотические песни, вообще соцарт в самом широком смысле этого слова вплоть до гэдээровского мещанского фарфора. Я тоскую по отсутствию национальной идеи и упадку патриотизма. Я люблю вот такой возвышенный образ СССР. Но рад, что могу делать это ретроспективно.

Не углубляясь в политэкономию, отмечу главное в СССР, что имеет для меня значение применительно к фильму "Груз 200" - это то, что люди в советском государстве были несвободны и жили зачастую на пределе своих возможностей. А экстремальные условия яснее прорисовывают отрицательное в человеческих характерах. Учитывая это, плюс обозначившийся в восьмидесятых провал коммунистической затеи, плюс, фоном, войну, перерабатывающую в трупы молодых, красивых и родных, можно представить, как непросто жилось тогда в Союзе. А если также учесть, что и люди тогда были эти же, слабые, с недостатками, а иногда и жуткими пороками - можно впредставить себе, как жутко оно могло быть временами.



Балабанов показывает изнанку советского государства и советского общества, которая - удивительно, правда? - у него имелась и, оказывается, выглядела ни чуть лучше изнанки государства обычного. А, поскольку в 80х СССР стал постепенно превращаться в этот самый "груз-200", изнанка эта щедро украшена художником признаками болезни и даже трупными пятнами. Те, кто кричат "Фу, гадость!" - вы имеете на это полное право, но вы не имеете права запрещать художникам типа Гринуэя и Ноэ создавать такие образы, какие им хочется. Вам настойчиво бомбили мозг лозунгами смысла "беспрецедентно отвратительно для отечественного киностроя" - а вы все равно пошли. Вы знали, что Алексей Октябринович не стесняется показывать насилие, а в этот раз превзошел самого себя - а сейчас плюётесь. Так нельзя ли без оскорблений и этого девочкового воя?

Да, те, кто заявляет, что "СССР - он был чисто вот такой, вот такие точно люди там жили", безусловно, неправы. Но местами он вполне мог быть и таким тоже. Девочки, попадающие по глупости в кошмар наяву, хорохорящиеся мальчики, которые, для себя пуп земли, при том, что они, по сути, ничто, сумасшедшие алкоголики-тираны, при этом прямо наследующие Соне Мармеладовой по идеологической линии, менты-маньяки - уверен, всякое было. Да еще и бурно расцветало порой благодаря некоторым вполне тепличным условиям.

Но "Груз 200" - это не только прививка против обожания СССР и его строя, это еще и фильм-антиутопия - на это явно указывает время действия (см. роман "1984"), - наполненный приметами времени и места. Сомневающийся преподаватель кафедры научного атеизма, бывший зек, сермяжной мудростью борющий академика, верящий одновременно в Бога и в коммунизм, явная беспомощность власти идеологической и практически полная отпущенность исполнительной. Ну и по мелочи - "без оправки ведут в коридор", величественные индустриальные мерзоты (для меня - красоты, но потому что на расстоянии), саундтрек (местами очень удачный, но "магнолии" задолбали). Валера, пустое существо с "ясной" недоцелью, который вместе со своими единомышленниками ненадолго придет на смену номенклатуре. Женщина, вершащая самосуд, как символ грядущих девяностых, когда от милиции толку будет немного. Впрочем, последнее сомнительно - может быть ничего такого и не имелось в виду. Тема правосудия своими руками (желательно - посредством чего-нибудь шандарахающего) Балабанову всегда была близка.

И это, если самое натуралистичное из деталей - это мухи и бутылка (а не,к примеру, грязный и грубый кукурузный початок), а все равно вырвало - значит сильно же снято, не отнимешь.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments