3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

Шинель от Феллини.




"Два в одном" (2007) Киры Георгиевны Муратовой не вызвал такого резонанса в прессе как «Астенический синдром» (1989), также состоящий из двух новелл или «Три истории» (1997). Шокирующих реалистичных сцен в фильме нет, хотя сюжет вполне мог бы вызвать такую реакцию – как никак в фильме есть самоубийство, убийство и попытка инцеста. Можно, конечно, сказать, что зритель привык к ужасам на экране и ничем его не удивишь. На самом деле Муратова и не собиралась никого провоцировать, а просто сняла очередной самый необычный в своём творчестве фильм.

Рабочий сцены Виктор (Баширов) приходит на работу в театр и обнаруживает труп, повесившегося на декорациях актера. Далее следует фирменная муратовская клоунада с беготнёй вокруг трупа, причитаниями и смачными диалогами. Театр провинциальный, актёры явно не звёзды, персонал ругается, ворует, интригует, начальство привычно предлагает уволиться. Где магия сцены? Ожидание фурора? Театралы, караулящие у подъезда с букетами? Только проза театрального ремесла, которое создают совершенно обычные, довольно нелепые люди. Неубранный со сцены в ожидании милиции труп задаёт вполне производственной драме вектор истории «за жизнь». Люди проживают её как актёры, монтировщики, режиссёры, и именно человеческое, а не профессиональное выходит на первый план. Актёр отчего-то повесился, но продолжается даже не шоу, за кулисами продолжаются ежедневные склоки, споры, проявляется нереализованность и испорченные характеры. Вот люди вышли покурить, вот режиссёр загоняет их обратно устанавливать декорации, причём на первый план выходит малозаметный в фильмах про театр технический персонал. Муратова снимает просто о людях на работе, но в отличие от «Познавая белый свет» (1978), где действие происходит на стройке, «Два в одном» не о строителях собственной жизни, а о людях, которые в своей жизни застряли. Двое рабочих - шепелявый парень и пожилой с простоватой хитрецой - радостно вспоминают, как украли курицу у коллеги, что украдено ещё. Темы для разговоров мелки, работают даже не ради искусства, как в «Костюмере» (1983) Йейтса, а просто нравится так вот, ненапряжно работать с творческими людьми, давно уже с придыханием не на кого не смотрят. А вот исполнитель главной роли пришёл, косо глянул на тело, расписался за венок. Да это не столько подмостки, сколько коммунальная квартира, мы - бродячие артисты.

Комичность и обыденность ситуаций и обаяние харизматичных "маленьких", "второстепенных людей" продолжится и в спектакле о легендарном любовнике, который ставится в этом театре, чем и объясняется некоторое несоответствие в возрасте исполняющих центральные женские роли актрис. Пожилой ловелас и коллекционер живописи с обнажёнными женщинами (Ступка) живёт с дочерью (Бузько), то ли в личном особняке, а может просто в двух соседних квартирах. Он уже в возрасте, жена умерла, девушек клеить на улицах статус не позволяет, поэтому просит привести ему кого-нибудь свою дочь. Дочь он регулярно склоняет к сожительству, та вяло отпихивается, запирается от него у себя, где ест конфеты и шьёт. Характеры у обоих испорчены – папа в порыве страсти мочится дочке на дверь, дочка полностью, из-за наследства в первую очередь, занята папиными проблемами, личной жизни нет, постепенно превращается в мегеру. Действие происходит в канун Нового года и папу посещает особенное чувство фатального одиночества. Тяжелым напоминанием ему становится проходящая под окнами его дома, в хлопьях снега группа оживлённых дам, цитата из «Города женщин» (1980) Феллини. Далее следует блистательный бенефис Литвиновой в роли приглашённой подруги - вагоновожатой. Крашеная пэтэушная блондинка со сломанной рукой, в «татушной» клетчатой юбке дико хохочет, пьёт как воду шампанское и принимает ухаживания всё больше смахивающего на облезлого пса папы. Ступка играет человека, без сомнения пользовавшегося успехом у женщин, он не просто пытается склонить девушку к сожительству, но и произвести на неё впечатление – правда приёмчики у него из любительской самодеятельности, самооценка и навыки утеряны. С избыточным артистизмом начинает он соблазнять не особо культурную герлу, которой приятно бухать на шикарной хате, но папа её не впечатляет. Действие новеллы разворачивается в ряд ещё более цирковых моментов, вплоть до покушения на убийство, во время, которых я просто, не сдерживаясь, ржал. Под конец герой Ступки, в чёрной шляпе и белом банном халате, лежит на заснеженной улице и со слезами на глазах глядит, как убегает от него вверх по лестнице нахальная юность, журавль в небе, женщина его мечты.

«Два в одном» - очень атмосферный фильм. Аура театрального закулисья помноженная на амаркордовские ощущения от проходящего новогоднего праздника (с обращением президента Лукашенко в телевизоре и народными гуляниями) создают эффект максимального приближения происходящего на экране к зрителю. И искусство Муратовой и состоит именно в этом умении – деталями, гэгами, ситуациями, жестами схватить в каждом человеке то самое главное, драйвовое ощущение от жизни, которое задаёт как пределы, так и глубину человеческого существования. То ощущение без которых можно впасть в пафос, потерю лица и уныние и вполне повеситься, даже в самом молодом возрасте, в самом расцвете сил. Ну и как после такого говорить, что фильмы Муратовой только для ценителей её творчества - они ж для всех!
Tags: Кира Муратова
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments