Винд (vs_beloff) wrote in drugoe_kino,
Винд
vs_beloff
drugoe_kino

Category:
  • Music:

О "Грузе 200" от нас, сопляков

О безосновательно нашумевшем фильме от лица человека, который в той эпохе не жил.
Из-за него я нарушил традицию не ходить в кинотеатры - откровенно популярное кино я принципиально не смотрю, а артхауса в нестоличных кинотеатрах не особо дождешься.
Итак, что на меня повлияло. 1) Отзывы и рецензии обещали что-то невообразимое ужасное и жизненное. По-нашему - "жесть". По-моему - нечто принципиально свежее. Находясь на момент показа в кинотеатрах "Груза 200" в абстрактном киноболоте, я планировал из этого самого болота вылезти. Забегая вперед, скажу, что не получилось. 2) Слова одного знакомого "тебе такое нравится, посмотри", который уже посмотрел. И ничего-то он не понимает, что мне нравится, оказалось.
Опишу ещё и то, как и в какой обстановке смотрелось. Это тоже часть культуры кинематографа и влияет на зрителя.


Ну, пришли в кинотеатр с А., купили билет (показывали в зале поменьше), сели. Даже в лучших традициях попкорн купили. Был вечер дождливого и душного воскресенья, люди, видимо, пачками сидели дома (или просто посмотрели этот фильм уже - я пошел далеко не в начале проката), так что в зале сидело ровно 10 человек. Публика такова: 2 гопника лет 16-17, жрущих чипсы и пьющих пиво, автор строк, Андрэ и 3 пары разных возрастов. У одной пары сильная половина 5 раз за фильм успела сбегать в бар и притащить что-то съестное.
Перед самым началом в зал зашла сотрудница кинотеатра и добродушным тоном сказала: "Не бойтесь, это фильм. Только сказка". Не знаю, повлияло ли как-то на меня это, но я только, покосившись на силует у двери в зал, на пару секунд перестал жевать соленый пенопласт.

Следующие полтора часа я сидел и только и делал, что расстраивался, периодически кроя про себя матом большую часть русского кинематографа. В приступах желания высказаться матом вслух - запихывал в рот побольше пенопласта.

Чего нет в этом фильме. Много чего нет. Нет внятной игры актеров - букв языка кино. Об этой стороне фильма уже много пишут. Так скажу - из того количества русских фильмов, которые я смотрел, этот, учитывая серьёзность его "намерений", - один из самых гиблых в озвученном аспекте. А. Серебряков - единственный, кто делает свое дело мало-мальски натурально, да и то "забит" бредовостью продумывания сцен. Ну ещё А. Баширов - этот вообще гений всегда ("Игла" и "Асса" - импровизированные монологи блестящи), но у него эпизодическая роль. Сцена разговоров под спирт из банки - ну ей-богу, они что все, пьяные ни разу не были? Вы где-нибудь видели, чтобы даже в доску пьяный на полуслове падал со стула и засыпал? Посмотрите "Груз 200" - увидите. А девочка, лепечущая маньяку 5 раз, что она дочка секретаря райкома партии и что у нее жених десантник? Любой пойманный 6-летний пацан, стыривший яблоко из чужого огорода, даже врать будет в разы убедительнее. Слабенький образ завкафа научного атеизма, слабенький образ его брата-полковника (или подполковника, или майора - я не помню), который в сцене ругачки по телефону матерится вообще ненатурально. В рецензиях пишут, что хорошо сыграла и вообще мотивирована жена Алексея. Ну да, Суньке в пьяном шторме ключи отдать - мотив. И заваливание ею в конце Журова - этот ход понятен задолго до конца. Скучно.
Музыка. Во время, освещаемое в фильме, меня ещё не было, так что саундтрек я, наверное, оценить адекватно не смогу. Нет, я конечно, не начну сейчас говорить, что тогдашнюю попсу совать в такой фильм неправильно - я все понимаю, что и "Песняры", "Земляне" и Лоза это задумка такая, но я, даже моделируя в голове вещи, которых в фильме не проследишь, не вижу связи между профессором научного атеизма и ансамлем "Ариэль" в его "Запорожце", не вижу смысла в сценах езды по промзоне выдуманного райцентра под песенку про маленький плот. Это все попытка показать, что кроме частной личностой иррациональности и социальных отклонений было вот что-то такое простое и одно для всех. Или это попытка как раз обозначить пропасть между этими вещами?
Тематика в самом общем смысле. Возможно, это история одного маньяка. Возможно, этот попытка показать через пример одного маниакальность системы власти в то время. Возможно, это попытка показать гиблость тогдашнего общества вообще. Возможно, это попытка снять какое-то антикино. Возможно...
На антикино не тянет, слишком нетрэшево. Все эти совковые декорации в духе "обвалившая плитка", "сломаная дверь", "нерабочий Запор", "некрашеный дом", "пиво из банки" мозолят глаз откровенностью их показа. Слишком нарочито. Фильм снят вообще как-то нарочито, об этом я ещё скажу. Но если показывать что-то нарочито, то сделай ты из этого эстетику, иначе зачем? Тупое нагромождение у Балабанова получилось.
Историю одного маньяка (и вообще такого плана кино) снимать в реальной исторической рамке - для русских как пнуть прошлое (а про современность так слабо снять?), для всех остальных просто неуважение.
Показ всей Системы на примере Журова? Гротеск, товарищи, гротеск.
Все аномалии общества в рамках одного фильма? Гротеск, товарищи, гротеск. А гротеск - это фантазерство всегда.
Ещё один гнусный момент. Видно за версту, за счет каких сцен Балабанов планирует накрутить "шедевральность" фильмов (у него вообще во всех фильмах это видно - они все достаточно... топорны, что ли). Вот полковник-подполковник-майор (я все ещё не помню) рассказывает про то, сколько в их захолустье прибыло грузов 200 из Афганистана за последний год. На фоне церковь. Ах как поэтично! Вот под песенку про маленький плот в индустриальных декорациях едет на мотоцикле с коляской маньяк-Журов и везет девочку с кровью, текущей по ноге. Долго так едет. Смакуя я бы сказал. Только идиот не поймет, что это же так сильно снято! Сцена выгрузки трупов и загрузки живых в самолет нагло подчеркнута музыкой и пошлым общим планом. Есть подобная сцена в фильме Д. Манна "На западном фронте без перемен" (там только поезд) - вот она не выведена как нечто выходящее за рамки, и от этого удовольствия от осознания всей её силы лишь добавляет.
Наконец, самая "жесть" - сцена, где дочка СРП лежит на кровати с трупом подстреленного алкаша (читал в одной рецензии что герой Баширова там - тадам! - спит) в ногах, а Журов читает ей письма полуразложившегося трупа жениха, лежащего рядом. И мухи. Опять же - так это рафинировано показано, так назойливо, так предугадываемо. Я не знаю, какие слова ещё подобрать. И все скажут: "О! Это же самый сильный момент российского кино за год!" А знаете, почему? Потому что это объяснили. Это объяснил оператор, это объяснил сценарист, режиссер, художник, костюмер. Это преподнесли на блюдечке. Знаете, как это называется? Популярное кино. Кино, в котором все ясно.
Немного лирики под занавес. Признанные глобальными шедеврами сцены: сын Перхана во "Времени цыгын" крадет с глаз трупа отца монеты, ангелы в библиотеке в "Небе над Берлином", вертолетная атака под "Полет валькирий" в "Апокалипсисе сегодня", диалог в ресторане в "Любовном настроении" - вспомните, пересмотрите. Можно меня обвинять в том, что я сравниваю несравниваемое, но ни Кустурица, ни Вендерс, ни Коппола, ни Кар-Вай ни одну из перечисленных сцен не "выкатили на тележке", они все ровно вписаны в фильм. Вспомните или пересмотрите (кто смотрел) сцену с чтением писем из "Груза 200" в обрамлении 10 минут до и концовки. Есть разница?

Мораль. Кинотеатровая попса. Посложнее, чем многое, но и проще, чем очень многое. Смореть не обязательно.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments