
Феррара снял фильм о границах. О красных флажках, которыми мы обносим себя и всё «своё». О том, что границы проницаемы – и мы можем пытаться их двигать или преодолевать. А можем не пытаться: оставаться слепыми и глухими, страдать, обвинять, терять – но не открывать и не открываться…
В картине две основных линии, показывающие, насколько по-разному приходят к изменениям в себе, к новому взгляду на мир женщина и мужчина. Актриса Мария (Жюльет Бинош) перемещается из пространства публичности в уединение, в неведомое, в адресную коммуникацию, в познание другого, в служение, в знание. Телеведущий Теодор (Форест Уайтекер) – из мира диктующего и обусловливающего в мир подлинного, к собственным, неосознанным ещё ценностям. Мария выбирает путь сама. В случае Теодора, скорее, путь выбирает его (как говаривал Клеанф, желающего идти судьба ведёт, не желающего – тащит)… Когда едва родившийся сын Теодора заходится в гневном плаче и отказывается дышать в нашем лучшем из миров (прелести которого Феррара покажет нам, чтобы мы были в курсе на всякий случай) у отца не остаётся выбора – он начинает искать выход, чтобы иметь возможность ответить на младенческий протест. Обращение Теодора к Марии закономерно – он видел фильм «Это кровь моя», в котором она сыграла Магдалину… Он может не сомневаться, что уж она-то знает… На поверку так и выходит (– А во что ты веришь? – спрашивает она. – Не знаю, – признаётся Тэд. Становится ясно, что он готов, что изменения уже начались.).
Это фильм о неизбежности столкновений и многообразии их форм (жизнь – смерть, прошлое – настоящее, конфликт – контакт, мужчина – женщина, старое – новое, молчание – диалог, дикость – культура, отец – сын, кино – реальность, агрессия – понимание, внутреннее – внешнее, привычное – разное и т. д.), о необходимости поиска и актуализации связей. О том влиянии, что мы оказываем на мир и друг на друга. Раскапывая смысл за смыслом, невольно начинаешь жадничать – всё больше ассоциаций, всё больше опознаний… Всё больше симпатии к Ферраре.:-)
Импонирует его деликатность, кстати… Аллюзии на Гибсона, Скорсезе, Дэна Брауна не нервируют – нет ощущения навязчивости. Желающие вполне могут увидеть мягкий юмор в общении Феррары с масскультурой. Без раздражения.
Сильное впечатление произвёл монтаж. Я большая поклонница таких форм, если честно. Телешоу, которое ведёт Теодор («Иисус – подлинная история»), повседневность героев, кадры из фильма бунтаря Тони (Мэтью Модайн), документальная хроника – Феррара так грамотно вплетает в текст картины красные нити, что если пытаешься распутывать эту косу, видишь, как распадается на составляющие сама жизнь.
В общем… Такого Феррару легко признать волнующим и пленительным. Цитируя, могу предположить, что «Он хочет, чтобы мы стали людьми».:-)
Community Info