Lisapiens (lis_daniel) wrote in drugoe_kino,
Lisapiens
lis_daniel
drugoe_kino

Categories:

Поезд на Юму / 3:10 to Yuma



СИТУАЦИЯ ДУХОВНОГО ПОИСКА

Грабитель инкассаторских дилижансов и харизматический злодей Бен Уэйд по общей безмятежности и расслабленности своей натуры попадает в ловушку к представителям федеральных властей. Вся округа жаждет его повесить, но лично в этом никто не собирается участвовать, – потому что по следу Бена и федералов идет невыносимо стильный подручный Уэда, Чарли Принц, вместе с бандой отчаянных головорезов. Помочь в транспортировке Бена на железнодорожную станцию, где его посадят на поезд в Юму (в которой есть тюрьма и виселица), вызывается погрязший в долгах фермер Дэн Эванс за жизненно важные для него двести долларов. С этого момента начинается путешествие длиною в жизнь.
Хорхе Луис Борхес в свое время свел все сюжеты мировой литературы к четырем «вечным», повторяющимся из раза в раз во всех произведениях: об обороне укрепленного города, поисках цели, возвращении домой и самоубийстве Бога. Джеймс Мэнголд своим фильмом буквально вводит пятый, кинематографический: ожидание поезда на Юму на вокзале в Контемптоне, который увезет каждого в другую жизнь.

История в фильме даром что проста – взятая в перспективе, она оказывается нагромождением смыслов и метафор, часть из которых ни понять, ни объяснить.
Бен Уэйд, великий грабитель, находится в духовном поиске – не то «идеального кадра», рисуя голых женщин и птиц; не то общения и родства – которого ему не может дать его душное головорезное окружение. Столкнувшись с фермером Дэном, ставшим его временным сторожем, Бен что-то такое нашёл для себя, чего он в других не видел и ему недоставало. Но рисунки личностей и жизней уже закончены, и все остальное действие в фильме – лишь дань этой невозможной и неосуществившейся дружбе.

Выходя за границы определения пола, Дэн для Уэйда – как Кларисса для Ганнибала, и эта история временами удивительно напоминает ту. «Стокгольмский синдром» - пошутили бы парни из «Достучаться до небес», если бы дожили.
Но история про Ганнибала и Клариссу более картинна и дана контрастней – художественное полотно, а не карандашный набросок; концептуальное кино, а не жизнь. В фильме Мэнголда же все безнадежно реально – кровь, пот, пропыленная одежда и песок на зубах: очерченные добро-зло в этом как-то размываются, смешиваются и выходят за собственную грань.

Как художественное полотно «Поезд на Юму» безупречно скроен и идеально выверен. В нем нет ничего лишнего – все эпизоды ровно на своём месте и даны в той последовательности, которая требуется, чтобы донести до нас Мысль. Гениальная простота в концентрированном виде, не иначе.
Снимая «Юму», режиссер Джеймс Мэнголд со сценаристами сделали невозможное, прошли по лезвию бритвы, отделяющей бескомпромиссный шедевр от смазливой мелодрамы. Ведь ещё бы чуть-чуть – и Кроу с Бейлом сбились бы в репликах на эмоции и сопли, а Чарли Принц оказался в роли ревнующей брошенной жены и выглядел бы по-идиотски. Но вышел вестерн – сугубо мужское кино, открытое, как американская улыбка, правдивое и точное, как выстрел в лицо, и очень символичное.
Один из самых сложных символов в нём – Чарли Принц: фигура безликая, инфернальная. Недаром он в фильме единственный меняет обличье, и на постере изображен спиной в своем стильном (холодном) кожаном плаще.

Как ни сжимай часы, время не остановишь - но Джеймс Мэнголд, в первой части картины разогнав свой локомотив, до последнего предела выдерживает душераздирающую паузу в действии сценой в отеле, где Дэн Эванс и Бен Уэйд в люксе для новобрачных ждут трех часов и своего выхода.
А после события уже просто выходят за рамки реальности, превращаясь в какой-то совершенный символизм и парад метафор. Дэн с Беном стремятся на вокзал в Контемптоне, чтобы дождаться каждый своего поезда, часы тикают, весь мир против них, а за Беном идет холодный человек с кольтами, который хочет заставить его смириться c выбором, которого Бен не делал.
Привычный мир рушится, над логикой торжествует совершенная иррациональность – и действие, пробивая все барьеры метафизическим поездом братьев Люмьер, уходит в такую стратосферу, что из глаз невольно брызжут слёзы от обрушившегося на тебя понимания природы жизни.
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments