red_kosmopolit (red_kosmopolit) wrote in drugoe_kino,
red_kosmopolit
red_kosmopolit
drugoe_kino

Categories:

Ларс фон Триер: Самый главный босс

самый главный босс

То, о чём мечтали только волшебники — свершилось. Ларс фон Триер встряхнулся «Самым главным боссом». Обозреватели привязали фильм к 50-летнему юбилею и возрастным депрессиям режиссёра. Но хочется верить, что Триер понял: если тянуть резину Догвилль-Мандерлей-Вашингтон и дальше, то подобная верность самому себе может легко обернуться онанизмом.

Фильм нужно смотреть, и читать рецензию «Самый главный босс»

Традиционные закадровые разглагольствования Триера, как и теоретизирования героя о сути комедии ничего здесь не значат — это бессмысленная болтовня. А вот появление Триера в оконном отражении действительно намекает на некий рубеж, на черту под которой должен нарисоваться и некий итог. Связан ли он каким-то образом с «Идиотами» (1997)? «Idioterne» был выстроен в рамках Догмы-95, и, безусловно, новый «Direktoren for det hele» практически принадлежит ей же. Почти принадлежит. Триер отказался как от ручной, так и от скрытой камеры. Он применил технологию automavision: компонуешь кадр, нажимаешь кнопку random, и компьютер сам выбирает фокусировку, угол освещения, сам «рвёт» кадр и прочее. Перед нами как бы Догма, но как бы и не Догма — как бы квази-Догма. Но Триер всё же возвращается к социальной сатире, к издевательству над буржуазным обществом, целомудренно обозначенному как комедия.

И, наконец, через 8 лет после «Идиотов» мы вновь видим Йенса Альбинуса в роли некоего Кристофера. В «Идиотах» же он играл Стофера. Теперь Кристофер — безработный актёр, свихнувшийся на теории Гамбини и монологе трубочиста, но в жизни не видевший фильмы Тарковского. Это ли не идиотизм? По ходу дела ему приходится выдавать себя за человека по имени Свенд. Именно так звали дядю Стоффера в «Идиотах»

В «Боссе» все представляют некие роли. Равн, будучи боссом, выдаёт себя за рядового сотрудника. Догадывающаяся об этом Нейди делает вид будто и не догадывается. Лиза ходит в маске защитника интересов сотрудников. Метте знает, что получаемые ею любовные e-mail должны лишь удержать её от увольнения, но продолжает играть в любовь. Кажется, и глава исландской фирмы-акулы Финнур тоже нанятый актёр. Чего стоит одно: «Здравствуйте, наконец-то мы встретились. Я — директор». Плюс к тому его исландская ругань на датчан (от которой датчане приходят в неописуемый восторг) и знакомство с Гамбини очень подозрительны.

Но любая игра имеет свой конец, и когда-то грим придётся смыть. И вот, Равн задумал фирму продать. Крупный исландский капитал готов эту фирму купить. Все, кроме Равна будут уволены, а право на IT-продукт останется у фирмы.

Что же может помешать этому?

Кажется, есть на свете дружба и права мелких собственников. Но Равн, взяв у друзей по 25000 с каждого и вложив их в дело, оформил всё как личный долг, а не как участие своих друзей в капитале. Более того, даже разработанный ими программный продукт уже не принадлежит им — они ведь формально сотрудники фирмы и просто исполняли свои профессиональные обязанности.

Добьются ли правды протестующие Спенсер и Йокумсен? Первый как автомат бормочет протест об условиях труда и как автомат уходит, не дождавшись ни ответа, ни реакции. А второй молча сидит в коридоре и ждёт, когда его пригласят в кабинет — и так 6 лет.

Возможно спасение в морали? Ведь Равн в сущности мягкий человек, хотя, одновременно, и циник. Босса он придумал потому, что некомфортно чувствовал себя в качестве дубинки. Но в финале он искренне раскаивается, хочет вернуть всё назад… однако изменить ничего уже не может.

Возвращение к истокам? Когда персонал за счёт фирмы выезжает на природу, в историческое место, упоминаемое в сагах викингов, то люди радуются как дети, сидят у камина, пьют коньяк, но

Был пир великий
У конунга в доме
Все веселились,
Конунга кроме…

Может быть знание? Вот Киссер целенаправленно выучилась на юриста, чтобы бороться с капиталом,.. и теперь в качестве юриста обслуживает этот самый капитал.

Тогда остаётся искусство, которое вечно? Кристофер как артист действительно способен и улучшить сумму контракта, и вскрыть правду, и вдохнуть человеческое в Равна… но крупный капитал неуловимым финтом оборачивает всё в свою пользу.

Последний вывод особенно важен по отношению к самому Ларсу фон Триеру. Режиссёр, выросший в семье родителей-коммунистов, поклялся не заниматься набившей с детства оскомину политикой. В «Боссе» он перебрал все возможности, и не одна из них не даёт удовлетворительного ответа. Дождёмся ли мы от него признания того, что родители, в конечном итоге, всё же были правы?

А впрочем, возможно кто-то не выносит мыслей не заставляющих думать, и занимается тут фантазиями и додумками. А Ларс фон Триер сработал банальную, тупую комедию. Ведь зачастую секс в офисе означает просто секс в офисе.


http://socialism.ru/cinema/review/direktoren-for-det-hele

Subscribe

  • «Фауст», 2011 г.

    В начале было Слово — пробует переводить Фауст у Гёте текст Евангелия от Иоанна. Немецкое "Wort" по значению близко русскому…

  • ДРУГОЕ КИНО АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА

    Вчера - 4 марта 2013 года - я был на встрече с известным режиссёром Александром Николаевичем Сокуровым в галерее современного искусства «Эрарта»…

  • "Фауст" реж. А. Сокуров 2012г.

    История в«Фаусте» Сокурова преувеличенно проста. Маэстро никогда не тяготел к сложному и запутанному повествованию, несмотря на регулярно…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments