Aiga (aigak) wrote in drugoe_kino,
Aiga
aigak
drugoe_kino

Category:

Флажки любви, срываемые ветром...Не ищите ее в Тибете ("Самсара", 2001)

8,41 КБ
«Самсара» (Samsara). Индия-Германия, 2001.
Хронометраж: 2 часа 16 минут.
Режиссер и сценарист: Пан Налин (Pan Nalin)
В ролях: Шон Ку, Кристи Чун…

Перед тем как на матрице лэптопа потянулись финальные кадры кастинга, я приподнялся, чтобы поаплодировать создателю этого фильма. Безумие…? Думаю, нет. Метки внешнего вторжения во внутренние глубины каждый из нас проставляет сам. Поэтому этот пост не является данью «великой тибетской духовности» и прочим «Вася, поедем в Лхасу!». В этом ревью всё гораздо скромнее, да и фильм-то уже многими просмотрен :)


Образы Тибета вперемешку с «любовью по-восточному» на фоне гималайских вершин многократно копированы западной режиссурой. И в какой-то момент, в начале просмотра «Сансары», я подумал, что идея фильма полностью растворится в бытовых деталях «этнического кино», позволяя зрителю самому все домысливать… Ну что можно было ожидать от малоизвестного режиссера-индийца, снявшего кино на европейские деньги и для европейской публики? Еще одно ориентальное европейское кино?

Оказалось, что в такой оценке я ошибся… Пану Налину, уроженцу северо-запада Индии, видно, помог гений места… из разряда тех, где контакт нескольких культур часто служит резервуаром для нетривиальных вдохновений и опыта, вспомним близкую нам как зрителям «балканистику» Кустурицы… Действие фильма выведено Налином в такой же кросс-культурный регион, индийскую Ладакху, а не Тибет. Что получилось на выходе? Философская сага о любви, мелодрама, притча и этническое кино одновременно. Могу только догадываться, что именно позволило Налину столь дерзко обыграть тему любви в буддийской духовности, заглянув в те ее пустоты, которые обычно закрываются панорамными съемками гималайских пиков с дацанами. Вероятно, ответ в том, что Налин видит общую основу у переплетенных верований, знакомых ему на родине с детства (индуизме и буддизме), выразить которую стоило бы удивительно просто: «Нет религии выше любви». Это и есть его послание?

Главный его герой, лама Таши, после 3 лет медитаций и отшельничества, возвращается в монастырь, чтобы со временем продолжить служение в качестве настоятеля… Сны желаний эту надежду похоронили – он не в состоянии отвергнуть материальный мир, не познав его… Да, философски сюжет строится здесь почти по канонам Дхаммапады: «Нельзя отвергать то, что не приобрел»… Уход из монастыря и недолгие метания происходят после встречи в одной из деревушек с Памой, той, которая станет любимой… Флажки любви, срываемые ветром... В эпизоде встречи Памы и Таши это символ сбывающегося желания...

Таши символически пересекает реку, входя в светский мир… Свадьба… Ребенок… Традиционный цикл жизни – от урожая до урожая… Краски любви в чем-то блекнут, осадок одиночества остается даже после приобретения… Простор для сопереживания герою у зрителя огромен, два часа просмотра просто пролетают, и этой легкости растворения глаз в экране звуковая дорожка только помогает. Я очарован ею.

Сущность любви, конечно, остается видимой для нас только в сексе и семейной заботе – кстати, Налин не стесняется интимных сцен, это сторона любви у него всецело индуистская, как квиз для блоггеров ЖЖ – вращение округ оси на подвешенной жерди… Что это... не камасутра, и не тантра, многие элементы которой, кстати, Налин эстетизировал для европейской публики в фильме.

47,37 КБ

Понимание, что познание мира не есть обретение себя, приходит вовремя – в дацане умирает его наставник, оставляя после себя записку с вопросом о том, что же на самом деле легче, «справиться с тысячей страстей или совладать с одной единственной?» Кстати, ключевой вопрос для самой формы буддистского верования :)) Подобно Будде, Таши оставляет Паму и ребенка, пересекает реку второй раз, но уже с противоположной стороны…

Однако Налин-хитрец отказывается завершить фильм именно так и озвучивает устами Памы абсолютно немой для буддистской традиции персонаж – покинутую Буддой жену, Яшодхару. Налин решил поиграть на гендерной тематике в угоду европейскому зрителю?)))) Этот эпизод в фильме немного напоминает аргументацию стороны, находящейся в процессе развода, но суть слов Памы приводит Таши в истерику: достигнуть просветления можно просто любя в семье, как и познать сострадание... а жертва истине в виде ухода - тупиковая...
Пама кладет к ногам Таши приношение в дорогу... Здесь, вероятно, пропечатывается название фильма - сансара - путь от рождения к рождению... путь, который любовь не останавливает...? Сам Налин молчит по поводу трактовки.

Прошу простить за количество скриншотов, как бы реклама для тех, кто не видел, или тех, кто видел, но не уловил. Они очаровательны! Один из выразительнейших фильмов о любви!

//БУДУ ПРИЗНАТЕЛЕН ВСЕМ, КТО ПОМОЖЕТ НАЙТИ ЗВУКОВУЮ ДОРОЖКУ К ФИЛЬМУ В НЭТЕ//


Очень мне напомнил этот кадр монастырские кельи иконописцев в "Рублеве", Тарковского...даже собачка...
63,26 КБ

Встреча Таши и Памы
58,77 КБ

Лама Апо, напутствие для Таши перед уходом
63,20 КБ

Верный пес покидает горестно Таши
70,92 КБ

Не нужно слов, поэзия образов
58,43 КБ

65,11 КБ

Сильнейший стоп-кадр
57,70 КБ

Тантра, один из основных элементов, неизменно и только сидя, все так запутанно в индуизме, сами знаете :)
42,66 КБ

Одиночество
69,94 КБ

Возвращение
83,03 КБ

Истерика бытия...
84,99 КБ
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Community