?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Taeguikgi", она же "38-я параллель"
родственные души
garik64 wrote in drugoe_kino
Эту запись я сделал в своём ЖЖ в два приёма - во время просмотра. Это не рецензия. Я просто попробовал понять, что же не устраивает меня в этом вроде бы неплохом фильме. Он вышел в 2004, но в нашем прокате благополучно проплыл мимо меня. И вот теперь я - эдак простодушно, по-крестьянски - делюсь увиденным.

Смотрю "Тэгы́ки". Корейский фильм о войне 50-53 годов.

Да, корейцы не стесняются учиться у Голливуда. По крайней мере, в том, что касается зрелищности - учатся здорово. "Высадка на Омаха-бич" не то чтобы нервно курит в стороне - потеснилась и с уважением поглядывает на обстрел позиций корейского батальона. Кровища, грязища, пули свистят, мозги летят, уж если взрыв - то голова налево, ноги направо.

Полфильма позади. Пора оторваться и перекурить. Оценить, что увидел и попробовать угадать, что будет дальше. Пока что вижу мощный каркас, в который втиснута одна очень интересная мысль, из-за которой я фильм и досмотрю: "война побеждает победителя". (Мысль, конечно, не новая, но каждый раз как будто первый. (Вспомнился шофёр Тузик :) )).

Но как жаль, что выражена эта мысль ходульным сюжетом!

Два брата (южные корейцы) воюют в одном подразделении. У младшего проблемы с сердцем. Старшему обязательно надо, чтобы младший выжил и вернулся домой - ведь там мать и младшие дети, а больше мужчин в семье нет. Поэтому старший вызывается добровольцем на все опасные задания, чтобы заработать медаль - тогда брата демобилизуют. Но брат такой жертвы не принимает. Так они и воюют вместе. Старший понемножку делает военную карьеру - получает-таки медаль, становится командиром подразделения... И меняется. Война его жуёт. Всё бы хорошо, но - фабула! фабула! Окружённый батальон умирает от голода и жажды; начинается разложение. "Я перейду к красным!" - "Всё равно все тут подохнем!" - "Какая разница, где помирать!". "Нет!", - кричит герой. - "Давайте нападём на них, пока они нас не ждут!" Все потрясают винтовками, кричат ура и доблестно бьют врага ("Десант на Омаха-бич" опять смотрит с уважением). Младший не даёт расстрелять пленных, его отталкивают: "Ты видел, что они перебили деревню?" - "А чем мы лучше, если расстреливаем безоружных"? Стыдно за такие сюжетные ходы.

Но, однако, смотрю. (Правда, сделал вот перерыв - пишу. Докуриваю вторую сигарету. Зачем пишу? А хочется.)

Старший собрался водрузить флаг на границе с Китаем. Поскольку это ему не удастся по историческим причинам, особенно интересно - кто из них будет доживать за другого? Ведь начинается фильм с того, что в наши дни раскапывают останки участников войны. Одно из тел идентифицировано как Ли Джин Сок - то есть младший. А он на самом деле жив. А где же Ли Джин Тэ (старший)? Значит, он живёт за брата? Хм. Непонятно. Наверное, он к концу всё же победит войну. Брат умрёт, а он будет жить за двоих. Но зачем ему выдавать себя за младшего?

Ладно, сейчас узнаем. Поехали.

***




В общем, я был прав. Не в деталях, но в общем. Фильм снят по канонам, и если бы они так не раздражали меня, то удовольствие было бы полным. Но, к сожалению, раздражают. Когда герои начинают на поле боя решать философские вопросы - не верю! Всё вокруг взрывается, горит, северяне колют южан и наоборот - а двое сцепились и рыдают: "ты должен вернуться живым!" - "это ты должен вернуться живым!"...






















Чже Гю Кан - крепкий режиссёр. "Шири́" (насколько я помню, первый корейский массовый фильм, вырвавший в "большой мир"; или первой была "Объединённая зона безопасности"?) - тому подтверждение. Второе подтверждение - "Тэгы́ки" (это официальное название флага Республики Корея). Сюжет не провисает. Актёры работают от души. Напряжение плавно растёт. Там, где надо - эмоциональные паузы. Катарсис в точно рассчитанном месте. В общем, грамотно - как у хорошего артиллериста.

Но!

Кино - это сочетание искусства и ремесла. Конечно, без знания чёрной работы фильма не получишь. Умение выстроить скелет фильма, дать ему структуру - это ремесло. Трёхактное членение драмы, антагонист-протагонист, развитие конфликта... Правила, которые надо знать так же твёрдо, как технические приёмы - не монтировать общий-сверхкрупный-общий планы, не нарушать логику движения камеры и т.д.

Всю эту основу Кан (он же и автор сценария) знает и владеет ею виртуозно. Фильм так и построен: последний день счастливой жизни, начало страданий, зарождение конфликта, его развитие до полной катастрофы. Всё как надо. Всё как бы - правда. (За исключением северян: "Проклятый коммунистический ублюдок!" с обязательным ударом пистолетом в морду - ну и чёрт с ним, к идеологическим клише мы привычные.) Но правда именно как бы. Благородного безумия в картине - нет. Всё по правилам. Два с лишним часа - по правилам. Какая уж тут жизнь, какая правда? Так... правдоподобие.

Можно изучить ремесло и делать крепкие фильмы. Они соберут кассу, тут вопросов нет. Но в памяти зрителя остаётся только искусство - а оно начинается там, где ремесло заканчивается. Вот на этой тонкой грани остановился фильм "Taeguikgi".


promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1

я не постеснялся и та(+)

ки не пожалел 2-слойную болванку, чтобы переписать себе фильм =)

Имхо, сюжет сопливый, да. Меня поразила не столько банальность сюжета, сколько его пацифичность. Иные сцены прямо-таки воспитывают в зрителе слабость духа. Парень (старший брат этот) воюет нормально -- как на войне. Вдумчиво, решительно. Когда на твою родину нападают, это -- имхо, нормально. А режиссёр размазывает на этом сопли, дескать, как-так, родной братик -- а как вояка всамделишный! Стыдись, дескать.

А может, это не режиссёр? Может, действительно на войне так? Все книги, которые я раньше читал, врут, получается?

Кстати, на издании, которое попалось мне, фильм называется "38-я параллель".

Прекрасная рецензия

спасибо

...кстати говоря любимый военный боевик Слая )

мне фильм очень понравился, сюжет сопливый, не сопливый, но что тут поделаешь, исторический факт разделения Кореи вещь уже довольно сопливая, передача "Ищу тебя" здесь и рядышком не поставишь
понравился фильм прежде всего беспощадной критикой двух идеологий, не важно пацифисты или пофигисты, а вот идеология в фильме жрет людей не меньше, чем сама война, да и война это как следствия противоположных идеологий
сам фильм смотрится и батальными сценами и мелодрамой и жестокостями двух режимов
голливуд мне напомнился в начале фильма, а дальше более жесткое азиатское кино пошло

да - шикарный экшн!
корейцы берут откровеено всё лучшее у штатов (он как раз после Райана вышел - и делают реально круче интречней (но и более пафосным - но как ни странно, более простительно)

  • 1