red_kosmopolit (red_kosmopolit) wrote in drugoe_kino,
red_kosmopolit
red_kosmopolit
drugoe_kino

Categories:

Лукас Мудиссон "Вместе"

Вместе

Эрик — член организации с мудреным названием «Коммунистический союз марксистов-ленинистов революционеров», и, судя по нему — маоист. Подобные группы, типа сартровского «Дела Народа», возникли в 1969–1970 после того как за бурей в Европе последовала реформа, студенты быстро выдохлись, реформисты взяли на себя роль предателей, а коммунисты оказались хуже, чем реформисты.

Не столько хороший фильм сколько замечательная рецензия. Левым, анархистам, да и вообще всем кто хочет чего-то поменять. Читаем рецензию на фильм "Вместе"

В ноябре 1975 в городе Стокгольме начинающий алкоголик Рольф (Майкл Нюквист) ударил свою жену Элизабет (Лиза Линдгрен). Ответная реакция мгновенна — жена собирает вещи и вместе с двумя детьми переезжает к брату Йорану (Густав Хаммарстен). А у брата в доме живет коммуна Tillsammans («Вместе») — заплутавшее эхо 1968. В пестром сообществе хиппи, пацифистов, радикалов, феминисток, социалистов и гомосексуалистов «нормальных» людей не было, нет, да и не предвиделось, пока не появилась Элизабет.

Такова завязка, впрочем, одновременно и развязка нового фильма Лукаса Мудиссона.

Вторая картина «второго Бергмана» разочаровала. Лучший нордический фильм 2001 обозначил досадную осечку в северном киновозрождении. Несмотря на массу призов он не идет ни в какое сравнение с «Покажи мне любовь» (Fuck Amal). В первой работе лесбейская сексуальность подростков подана как естественный протест против провинциальной ограниченности и тупизма, а также как единственно доступный им тактический маневр в сражении за любовь.

Уровень картины «Вместе» на порядок ниже. Фильм безусловно смешной, но комическое возникает тут в мотивировании высоких идей, принципиальных решений и поступков взрослых людей обычными сексуальными неврозами. И главными проблемами оказывается банальное: кто кого любит, кто с кем спит и кто чей, а главным мотивом — хит Дэна Маккаферти «Love Hurt» (Любовная боль). А те, кто все-таки хочет отделить одно от другого (Эрик) выглядят абсолютно законченными клоунами. Подобные трактовки не новы и стоило ли снимать ещё одну ленту на избитую тему?

В Tillsammans не едят мяса, не пьют Coca-Cola, не смотрят TV. Прекрасно. Но почему это надо делать принципиально — непонятно. И как объяснить эти «принципы» детям?

Здесь говорят о социализме, на стенах портреты Че Гевары и Ленина, но на самом деле Tillsammans — просто некий релаксационный центр, своеобразная «кушетка психоаналитика» для обиженных жен, страдающих мужей, закомплексованных детей и одиноких стариков. Иными словами — оптимистический Love Hurt.

Хотя картина Мудиссона и не оригинальна, тем не менее, она правдива. А раз так, то мы можем взять несколько полезных уроков. Особенно интересны два персонажа: Эрик (Олле Сарри) и Анна (Джессика Лидберг).

Эрик — член организации с мудреным названием «Коммунистический союз марксистов-ленинистов революционеров», и, судя по нему — маоист. Подобные группы, типа сартровского «Дела Народа», возникли в 1969–1970 после того как за бурей в Европе последовала реформа, студенты быстро выдохлись, реформисты взяли на себя роль предателей, а коммунисты оказались хуже, чем реформисты. Революционные ситуации уже были подавлены, но 68-й показал, что ранее немыслимое оказалось возможным.

Сын банкира, отказавшийся от своей семьи и сменивший фамилию, идет по заданию организации работать на завод, чтобы вести пропаганду среди рабочих. Но у Эрика ничего не получается, его никто не слушает. Не только потому, что Эрик — не Сартр. Просто Эрик не пропагандирует, не убеждает, а ставит условия и выдвигает ультиматумы. Он использует слова «революция», «рабочий класс», «народ» как заклинания, но ни на кого они не оказывают никакого магического действия — на дворе ведь 1975. Но Эрик застрял в 1968, и поэтому в его глазах все окружающие — или предатели, или дураки, или обыватели.

Эрик не может связать марксистские идеи с повседневными проблемами каждого человека, он не понимает людей и их жизней, а значит, в конечном итоге, не понимает и марксизм. Он вообще не способен говорить ни о чем, кроме революции, и не способен слушать никого, кроме себя. Выставив газету «Пролетарий» как щит он идет в атаку на Элизабет. «Ты обычно читаешь эту газету? „Пролетарий“?», — «Н-н-нет», — «Это мы её издаем, марксисты-ленинисты-революционеры. Слышала о нас?», — «Н-н-ет», — «Хочешь завтра пойти на наше информационное собрание?», — «Не знаю… Кажется это не для меня…», — «Да? Ну, тогда выкини все это из головы!».

Душа Эрика горит, но не способна зажечь никого вокруг, а потому он медленно выгорает изнутри. Ему в голову уже лезут маниловские прожекты о быстром коллапсе системы, если все рабочие вдруг заберут свои деньги из банков. Эрик смешон, но судьба его, которую нетрудно предсказать, далеко не смешна. Он переедет в другую коммуну, потом в третью; устроится на новый завод — но везде будет одно и то же. Затем последует деморализация и депрессия с возвращением в отцовский дом. Или озлобление и истерия, откуда один путь ведет в сектантскую замкнутость, а второй — к террору.

Организацию Эрика также не ждут триумфы. Дело ведь не только в том, что Эрик — бездарный пропагандист. Пропаганда — есть следствие политической тактики, и если организация делает ставку на скорую революцию в ситуации, когда революционная волна прошла, то она сможет привлечь к себе людей только подобных Эрику.

Веселая, жизнерадостная Анна — полная противоположность Эрику. Он не делит себя между убеждениями и текущим временем, жизнь струится из нее каждую минуту.

Она ходит одетой также легко, как и без штанов. Она может смотреть, а может и не смотреть TV; может не красить губы, но может и красить. У нее есть своя любимая музыка, но её не вытошнит от сопливого глэма Nazareth. Именно Анна первой соглашается поддержать детей, когда последние устраивают импровизированную демонстрацию с лозунгами «Мы хотим мяса!». Это не значит, что у Анны нет принципов. Как раз наоборот, она не разменивается на ерунду и способна отделить главное от третьестепенного.

Анна позиционирует себя социалисткой и феминисткой и сразу начинает затягивать Элизабет под свое влияние. И делает это блестяще.

Во-первых, она использует ситуацию жесткой конфронтации Элизабет с мужем. Ведь Элизабет не может не задаваться вопросом: почему так случилось? А у Анны есть ответ.

Во-вторых, Анна терпеливо и доходчивым языком объясняет Элизабет свою позицию, но преломленную через призму проблем волнующих Элизабет, а не саму Анну.

В-третьих, она связывает личные неурядицы Элизабет с глобальными проблемами общества.

В-четвертых, Анна с готовностью слушает Элизабет, серьезно воспринимает её доводы и уважает её убеждения. Она не выплевывает раз и навсегда готовые решения, хотя, возможно, они у нее и есть. Вот как она объясняет, что такое социализм: «Социализм для меня — это вопрос о сильных и слабых. Американцы во Вьетнаме применяют напалм, потому что у них в руках сила. Также акционеры и директора сидят своими жирными задницами на мешках с деньгами, а рабочие бьются изо всех сил чтобы выжить. Для меня социализм — это когда слабые и бедные восстают против сильных и богатых». Пусть это не научное определение, но Элизабет понимающе кивает в ответ.

Успехи Анны поразительны. Элизабет — взрослая женщина из «нормального» мира со сложившимися убеждениями, уже через несколько дней начинает понимать идиотизм таких условностей как разделение цветов: голубого — для мальчиков, розового для девочек. Но это лишь начало. Зерно сомнения прорастает в критическое мышление. Через месяц она уже объясняет своему мужу в чем разница между ней — социалисткой (!) и им — социал-демократом.

Пускай в Элизабет нотка самоутверждения звучит громче мелодии социализма. Эту мелодию трудно будет забыть простому человеку, такому как Элизабет, или как её муж, работающий сантехником. А Анна уже принимается за следующего.

Можно не сомневаться, что из сотни человек, имевших дело с Анной, девяносто — будут голосовать за левых, тридцать — вступят в левую партию, а десять — останутся там навсегда.


http://www.socialism.ru/cinema/review/tillsammans

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments