
«Наука сна», 2006, Франция, 105 минут
Режиссер: Мишель Гондри
В ролях Ален Шаба, Гаэль Гарсия Берналь, Миу-Миу
Несмотря на то, что фильм еще идет на широком экране («5 звезд» на Новокузнецкой, Москва), мне недоступном сейчас, я рискнул-таки посмотреть его в домашней обстановке. Думаю, даже что-то выиграл, прикоснувшись именно так, интимно, к подвижному воздушному облаку французского кино. Прикоснулся…. и оно уплыло…
Легкое. Взбалмошное. 100-% французское, со слезинкой на глазах. После шедевральной Амели эти качества еще и разбавляются по колдовскому рецепту какой-то насыщенностью мелких, но столь милых сердцу «плюшевых» деталей – в фильме Мишеля Гондри, снимавшего клипы для Бйорк, их очень много, настолько, что, кажется, они бессовестно захламляют комнаты, попирая все правила фэн-шуя))): милые детские игрушки, печальные поломанные пони, пишмашинки с пуговичками вместо кнопок, живые бритвы, тряпичные белые кораблики, деревца из проволочек и ниточек, безумные механизмы в коробочках с проводами, вроде машин времени…
Да, и конечно, все чин по чину, ведь главный симптом синдрома – навязчивые сны, которые у главного героя, Стефана, путаются с реальностью, подобно подставному воображению у Амели. Вот только герой юбку не носит… Армада игрушечного мусора, настолько милого, что хоть к ранам прикладывай, носится вихрем как в клипах и превращается в города и машины, реки и леса – предупреждаю: фильм почти на треть анимационный. Именно этим он меня и отпугнул, я даже призадумался в первые минуты просмотра о том, что попал не в ту возрастную категорию зрителей… Впрочем, мысль о Хрюше и Степаше была ошибочной. Тем и хорошо кино, деланное французским умом, что антураж настраивает на то, что любовная драма не будет проходить под жужжание кровавой бензопилы, а полеты и падения чувств героев по-детски естественны.
Отношения главных героев Стефана и Стефани – это как бы распознание любимого друг в друге среди волн игрушечного хлама, для этого достаточного мук легкой навязчивой ревности, смешанной с внутренними движениями где-то глубоко в героях. Их и не достанешь. Лучше отзеркаливать сам процесс в анимации, что Годри великолепно и делает.
Любофф. Бальзам на душу… Правда, что-то стало происходить с французским юмором, видимо, подрагивающим перед натиском англоязычного комедийного маразма (уловил пару веселеньких афоризмов: «Не то ностальгия, не то в туалет хочется», «Я, конечно, не творческий человек, след не стараюсь после себя оставить, но вот перднуть могу»…). Ну, это простительно. Особенно в свете того, что Стефан со своим вечно озабоченным коллегой выбрасывают рассадник порока, телевизионный ящик, в Сену, чтобы рыбки смотрели. Манифест, однако.
В финале даже всплакнулось. Ну как не вспомнить: «с любимыми не расставайтесь»… Помню, пару лет назад, возвращаясь поздно домой по оксфордской Корн маркет стрит, присмотрел совсем еще маленькую девчушку, брошенную, одиноко и отрешенно похлипывающую на земле, готи-ш-шная косметика поплыла… Бедолагу не стал поднимать - здесь лучше не вмешиваться, как и в процесс интимного отношения режиссера к кинопленке. Но стоит ему посоветовать ее немного порезать. Минут на 20 - смело. А хэппи-энд не может не быть, это же чисто французская наука :)
Пони

Бегом из офисного ада

Тоска по любви, кораблик

Community Info