В центре отправной точки событий фильма - сверхбольшая доза героина, расфасованная на десять спрессованных брикетов ("кирпичей" на жаргоне). Десяти кирпичат для американского городка так много, что драгдилер оставил в нем только два, один из которых толкнул сюжетную домино-цепочку, а второй - завершил.
С первых минут удивляет сама манера режиссера рассказывать/показывать историю. Эта манера настолько отстраненная, холодная, в чем-то сюрреалистическая и отчужденая от героев, что я в первые минут двадцать даже ожидал поворот сюжета в сторону мистики. Неторопливое повествование сосредоточено исключительно на основной линии; огромные пространства без единой - кроме пары героев - живой души; своеобразные диалоги - у кого-то одно это запросто может вызвать раздражение, но мне понравилось. Вообще жизнь персонажей в фильме - отдельная история. Нострадамус из меня не очень, и ожидаемого "че задали по матике?-кто убил мою подружку?-физрук козел!-руки вверх, герыч на стол!" нет. Нет уроков, оценок, обедов в школьной столовой, в общем, никакой клишированной школьной бытовухи - и это приятно! Практически все герои не вписываются ни в один из шаблонов современного кино про школьников, про их прошлое мы знаем минимум, из взрослых персонажей, если память не наставила мне рогов, всего-то мама наркобарона (старшеклассники все ж) и замдиректора школы.
Но "Кирпич" это не мистика и не Линч. Ждущие, чтобы все разложили по полочкам - дождутся: все-таки детектив. Где-то ближе к середине следование нуаровским канонам становится даже чересчур схематичным - последовательная серия не очень ярких встреч с классическим персонажами (переложенными на школьный лад). К счастью, потом ситуация выправляется. Понятно, что и без роковой красотки фильм не обошелся =).
Однако "Кирпич" больше, чем эксперимент в духе "заменим всех взрослых в "черном" hard-boiled детективе школьниками". Конечно, может быть, это уже додумывание за авторов и выискивание несуществующих смыслов, но мне все-таки кажется, что фильм не из той категории поделок, когда необычность - самоцель. Я в последнее время посмотрел несколько фильмов 50-х и ранних 60-х годов ("День триффидов", "Ниагара", "В укромном месте") и обратил внимание, какие же тогда были "старые" герои и как "помолодело" кино сейчас. Героям-мужчинам в этих фильмах - лет сорок и больше, героине, которую в аннотации называют "старлеткой" - около тридцати, прочим женским персонажам - где-то от 25 до 35. Это в те годы, а вот потом... Сексуальная революция и акселерация, всякая там ранняя финансовая независимость и падение нравов =), вот и приехали =). То есть, ища объяснение "Почему школьники?", можно прийти к выводу, что возрастная планка, так сказать, "взрослых" вещей - от секса и беременности до торчания, торговли наркотой и убийств - опускается все ниже.
К слову сказать, к предположению о мистическом развитии сюжета меня толкнула и та колоссальная сосредоточенность и сверхважность, с которой герои говорили об этих кирпичах и бабле. Так, как будто речь идет о власти над миром. Впрочем, думаю, для драгдилера наркотики и есть мир, его сердцевина и ядро. Ну а о центральном положении денег в жизни не только драгдилеров и говорить не приходится. Может это лишь особенности моего восприятия, но мне показалось, что здесь сделан отчетливый акцент на абсурдности такой жизни, таких ценностей и мироощущения.
Шедевром я "Кирпич" не назову - слишком в нем все-таки мало человечности и теплоты. Но посмотреть его точно стоит, особенно любителям нуара и необычного кино.
Community Info