Вячеслава Михайловича Молотова, видного деятеля международного коммунистического движения, за усидчивость любовно называли «каменной жопой». Для него не составило бы особой физической проблемы высидеть до конца сеанса «Внутренней империи». Проблема перед Молотовым возникла бы иная – эстетическая. Один из его соратников, Н.С.Хрущев, такое искусство, как пить дать, назвал бы «педерастическим». У современного зрителя, который знает, на что идет, эстетических трудностей быть не должно: Линч есть Линч. Физически, правда, далеко не всякий сейчас подготовлен так, как товарищ Молотов. Короче, на сеанс «Внутренней империи» лучше идти с подушечкой под задницу. Высидеть перед экраном три часа – задача экстремальная. Особенно с учетом того, что это все-таки три часа Линча, а не Гора Вербински.
Почти час сюжет развивается достаточно линейно, поэтому все же имеет смысл его набросать. Перед нами – актриса Никки Грейс. Ей лет сорок, но она все еще востребована. К ней заходит бойкая старушка, представляется новой соседкой и начинает нести всякую чушь. Предсказывает, в частности, что ровно через сутки грядут кардинальные перемены. И точно: через 24 часа, секунда в секунду, Никки получает роль, за которую долго сражалась. Ее партнером по фильму становится любимец американских дам Девон Берк. Им предстоит играть взаимную любовь при взаимной же супружеской измене. Вскоре оказывается, что по этому сюжету уже пробовали снимать кино, но не закончили: два главных исполнителя не смогли выполнить контракт по причине насильственной смерти. А саму историю, чтоб вы не сомневались, придумали польские цыгане. Съемки продолжаются, и Никки начинает замечать вокруг себя удивительные странности. А потом с изумлением обнаруживает, что кроме странностей ничего вокруг не осталось, а польские цыгане стали намного реальней ее дворецкого.
Примерно это и происходит в пределах первого часа. Потом начинается бред, который, кажется, никогда не кончится. Три, а то и четыре, временных слоя, между ними вас швыряют, как шарик в пинболе. Люди опытные знают: Линча надо смотреть очень внимательно, вникая во все детали. Какая-то паршивая отвертка или фраза, походя брошенная кроликом, может в итоге стать ключом к частичной разгадке. Пишу – «частичной» - потому что разгадать всю линчевскую схему нереально: кажется, он специально вставляет в фильм несколько совершенно «левых» эпизодов, которые ни с чем не связаны и которые поэтому можно связывать с чем угодно. Что с удовольствием и делают люди, считающие себя умнее господа Бога в разных форумах и комментариях.
В принципе, это тоже вариант: смотреть фильмы Линча специально для того, чтобы найти ответы на все вопросы. Вон, «Малхолланд Драйв» за последние пять лет по всем полочкам разложили. Кому-то от этого стало приятнее. У меня к Линчу подход совсем другой. Боюсь, что при попытке влезть слишком глубоко в этот механизм он просто перестанет тикать, так и не выдав своей тайны. Поэтому – просто смотрю, стараясь поймать волну. С тем же «Малхолланд Драйвом» это получилось замечательно, я до сих пор считаю его величайшей галиматьей современного кино, притом совершенно неотразимой. «Внутренняя империя» - другой случай: этот фильм пленить не может, как не может бегемот спеть арию Хозе из оперы Бизе. Слишком много всяких отталкивающих физиономий, собирать которые Линч вообще мастер. Слишком много безжалостно стареющей Лоры Дерн. А главное - слишком громоздкой оказалась загадка.
Словом, пленить Линч на этот раз не сумел. Поразить – да, поразил. До самых печенок.
Community Info