“Вавилон” | “Babel” (Франция, США, Мексика, 2006)
Автор сценария: Гилльермо Аррьяга
В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсия Берналь, Адриана Барраза, Ринко Кикучи, Кодзи Якусо
Композитор: Густаво Сантаолалла
Путешествие супругов Ричарда (Брэд Питт) и Сьюзан (Кейт Бланшетт) по Марокко прервалось весьма трагическим образом: Сьюзан опасно ранена случайной пулей и теперь её жизнь висит на волоске. Пуля была выпущена из ружья, находящегося в руках у двух сыновей пастуха, которые решили испытать свою меткость стрельбой по туристическому автобусу; марокканские власти принимаются усиленно разыскивать неизвестных злоумышленников. Ружье в свою очередь оказалось в этих края благодаря одному японцу, дочь которого – глухонемая девушка Чиеко (Ринко Кикучи) – испытывает большие трудности с личной жизнью.
Меж тем дети Ричарда и Сьюзан находятся на попечении у няни-мексиканки (Адриана Барраза); той нужно срочно попасть на свадьбу сына, в Мексику, и приходится брать детей с собой. Решение это обернётся крупными неприятностями.
Пожалуй, наиболее правильной формой отзыва здесь должен был выступить текст, где середине предшествовал бы вывод, а завершалось бы всё прологом, но оставим такие ухищрения на долю профессионалов. Тандему Иняррита-Аррьяга не впервой создавать хитросочинённые повествования, в которых фокус зрительского внимания постоянно смещают на новую позицию. Методика тасования фрагментов различных историй и выкладки их в произвольном порядке уже была опробована в фильмах “Сука-любовь” и “21 грамм”, ответственность за которые также несут два этих человека, и в “Вавилоне” приём используется с особым размахом, а сценической площадкой становятся аж три континента. На славу потрудились актёры, как всегда хорош композитор Сантаолалла, нельзя не восхититься работой оператора. При всём этом особенно досадно оттого, что завершающая часть трилогии, осыпанная всевозможными премиями и номинациями, является наиболее слабым звеном цепочки: похоже, приём наконец-то "съел" Иньярриту.
Выходит так, что довольно сложным путём до нас пытались донести очевидную вещь: Земля-то круглая и американская туристка вполне может быть ранена марокканским пастухом из ружья японского охотника. И, пожалуй, ничего плохого в таком намерении нет – прописные истины тоже время от времени требуют подтверждения, - но как-то не слишком ладно выстраивается это откровение. Основная проблема в том, что, манипулируя временем и пространством, режиссёр со сценаристом проявляют некоторое пренебрежение по отношении к сюжетостроению, отчего цельная картина смотрится словно мозаика, часть деталей которой при сборке была насильно вдавлена не на своё место. Особенно это заметно с японской линией, которая уж слишком искусственно приплетена к основному массиву. Для полноты картины не хватило разве что повествования о смастерившем это ружьё ремесленнике, откуда-нибудь из Австралии, дабы география оказалась совсем уж всеобъемлющей. И, пожалуй, более близок по духу двум первым лентам фильм совсем другого режиссёра (хотя и снятый по сценарию всё того же Аррьяги) - “The Three Burials of Melquiades Estrada” Томми Ли Джонса, а “Вавилон” словно та самая башня из Ветхого завета: строение задумывалось грандиозное, но где-то на финальном этапе разговор стал вестись на различных языках, а там последовало тотальное взаимонепонимание, и весь грандиозный труд пошёл насмарку, оставшись немым свидетельством тщетности усилий своих создателей. Пусть даже с утверждением о шарообразной форме Земли спорить всё равно не приходится.
Community Info