Виттория обернулась.
А он — нет. С глаз долой, из сердца вон.
Герои фильма избегают разрушающих душу страстей, они идут по жизни легкой поступью. И это не равнодушие, это — невозмутимость. Виттория прослеживает маршрут толстяка, который во время кризиса лишился всего своего состояния — 50 миллионов лир. Что же делает толстяк? Он берет в аптеке успокаивающее лекарство, в ближайшем кафе запивает таблетки минеральной водой и что-то рисует на салфетке. Потом уходит. Виттория смотрит на рисунок: изображены цветочки.
В одной из сцен обыгрывается сцена из "Сладкой жизни", вышедшей на экраны двумя годами ранее. В начале фильма Феллини мы видим вертолет, который тащит над городом огромную статую Христа. Здесь будет нечто подобное: кран вытаскивает из пруда автомобиль Пьеро и тащит его над толпой зевак. В машине — труп. Накануне вечером подвыпивший молодой человек угнал тачку на глазах хозяина, не справился с управлением и улетел в пруд. Герои фильма не склонны к рефлексиям по поводу гибели человека. Пьеро относится к этому печальному событию в высшей степени философски:
– Куплю новую, а эту продам. Пробег всего 8 000 миль, вмятин почти нет.
Вопреки Феллини, который называет свой фильм "Сладкой жизнью" и осуждает эту "сладкую жизнь", Антониони называет свой фильм "Затмением" и осуждает затмение в мозгах людей, недовольных этой вполне сладкой жизнью. Еще вернее, он ничего и никого не осуждает, — а это, обычно, сбивает с толку.
"Затмение" оставляет сильное послевкусие. Ряд эпизодов запоминается надолго. Например, сцена с пуделем, который убежал из дому, чтобы потусоваться с уличными собаками. Когда Виттория находит его и пытается забрать, пес вдруг встает на задние лапы и начинает нарезать вокруг Виттории круги. Похоже, что "Мальчик с носом" в "Твин Пиксе" Дэвида Линча вырос из "Затмения"…
Другие рецензии читайте в журнале ЭКРАНКА.РУ
Community Info