?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Литус, Шунько и Wille zum Leben.
barahlo
moskovitza wrote in drugoe_kino

Этот фильм сделал больше для прославления русского солдата, чем все серии киноэпопеи «Освобождение», вместе взятые. Режиссерам - маститому Николаю Литусу и юному Виталию Шунько, соединившим свои усилия в 1979 году - удалось, казалось бы, невозможное – разорвать порочный круг Тантоса в советском военном кино с его эстетикой обреченности на смерть, страданий, грязи и зверств. Прекрасная яркая лента «Дачная поездка сержанта Цыбули» - это одно из немногих кинополотен, прославляющих волю к жизни советского солдата и русского человека вообще.

Бравый сержант Цыбуля – молодой боец. Он справляется с любыми, даже самыми непосильными задачами. И вот, ему в очередной раз поручают серьезное и ответственное дело – доставить партизанам медикаменты, продовольствие и взрывчатку. Юный разведчик снова отправляеться в тыл к немцам, да вот беда – спутал наш Цыбуля опознавательные сигналы партизан с кострами фашистов. Приземлившись в логове врага отважный сержант не теряет присутствия духа: он хитростью захватывает в плен немецкого майора и переодевшись в его форму, прорывается к партизанам на вражеском бронепоезде.

Каждому кто видел этот фильм и представляет себе политику Госкино на рубеже 70-80 годов прошлого века, понятно, почему его ждала нелегкая прокатная судьба. Фильм, вышедший в 1980 году, когда он так нужен был для поднятия духа наших мальчишек, защищавших Родину на южных рубежах, прошел третьим экраном и вызвал дружное осуждение киноначальства и критиков. Обвинения были стандартные: война не повод для шуток и тем более гэгов.
Военная комедия с трудом пробивала дорогу к зрителю. Но во время боевых действий киноначальство ее хотя бы терпело. Достаточно вспомнить феноменальный успех картины про повара Антошу Рыбкина, который прямо со сцены, где он изображал немецкого ефрейтора, пользуясь своим костюмом, проник в тыл врага и навел панику среди фашистов. В 1944 году великий Пырьев успел снять свою прекрасную музыкальную утопию «В шесть часов вечера после войны» с потрясающе обаятельной музыкой Тихона Хренникова.

А вот уже на первую послевоенную кинокомедию Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство» обрушился беспощадный вал нелицеприятной критики за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Но фильм полюбили – он занял седьмое место среди советских картин в прокате 1946 года. В фильме тоже звучит основной мотив военной кинокомедии – ренессансная тема карнавала, переодевания, травестии, неузнанности. Но если Антоша Рыбкин переодевался в нацистскую форму, то в «Беспокойном хозяйстве» «переоделся» целый бутафорский аэродром, отвлекающий внимание врага. Ефрейтор Тоня – невероятная красавица Целиковская - и бывший счетовод Огурцов – притягательный в своей комедийности Граве, активно работают над все новыми и новыми проектами маскировки. При этом Огурцов ухитряется привести в часть пленных немцев и заполучить руку и сердце Тони.

Увы, «Беспокойное хозяйство» на долгие годы осталось единственной советской военной комедией. Окончательно этот жанр был дискредитирован усилиями французских кинематографистов на рубеже 50-60 годов прошлого века. За нелепой клоунадой и ерничеством французских военных комедий могло бы скрываться чувство неловкости нации, обманом пролезшей в победители Второй мировой. Могло бы, если бы французы обладали способностью испытывать неловкость. Нет – с экрана льется лавина подлого самодовольства. Недаром комедия «Большая прогулка» - мучительно нудный рассказ о переодеваниях в нацистскую форму парижских уродцев Бурвиля и Де Фюнеса - стала самым кассовым фильмом в истории французского кино. О том, как доблестные французы деморализуют противника, рассказывала не только бессовестная киноподелка Жерара Ури, но и «шедевр» Кристиан-Жака «Бабетта идет на войну». Фильм про работницу борделя, внесшую весомый вклад в борьбу с фашистами, очаровал жюри и публику Московского Международного фестиваля. Феноменальный успех Бриджит Бардо у кинозрителей СССР окончательно закрепил за французским народом статус победителя нацизма. Ну что ж, как писала Дафна Дюморье, «не забывайте, что мы имеем дело с французом. Рано или поздно он обязательно совершит какую-нибудь подлость, это всего лишь вопрос времени».

70-е годы стали для советского военного кино эрой беспросветной тьмы. Кровь лилась с экрана рекой в эпических полотнах (мучительно бесконечное «Освобождение» Озерова), беспросветным мраком тянуло из камерных лент («Восхождение» Шепитько). Русский воин на экране обладал только волей к смерти. Про таких говорят – еще не готов победить, но уже готов умереть. От карнавализации противника не осталось и следа: Штирлиц не просто примерял нацистский костюм, но вместе со зрителем вживался в него в гомоэротическом экстазе.

И вот пришел 1979 год, а с ним на киностудию Довженко пришли маститый режиссер Николай Литус и юный Виталий Шунько. У Литуса было за плечами несколько блестящих комедий – всенародно любимые «Веселка» (1959) и «Королева бензоколонки» (1963). Но то, что он сделал – это не просто комедия. «Дачную поездку…» можно, пожалуй, сравнить с единственным приличным фильмом Спилберга – «1941». Этот фильм, снятый по иронии судьбы в тот же год, что и «Поездка», стал таким же великолепным экспериментом по созданию народной комедии о войне. И так же, как и «Поездка», «Сорок первый» Спилберга попал под огонь критики и провалился в прокате. В случае с «Поездкой» такой провал более чем обиден, ведь для прославления подлинного боевого духа русского солдата Литус и Шунько собрали блестящий актерский ансамбль. Здесь и Сергей Иванов (уже прославившийся как Лариосик), и эксцентричный Владимир Олексеенко в роли деда Карпо, и неповторимый Михаил Кокшенов (Гергало), и красавица Надежда Смирнова в роли Алёнки.

К сожалению, невероятная по силе и выразительности манифестация Wille zum Leben работы Литуса и Шунько не была поддержана их коллегами по цеху. Будем надеяться, что сейчас, с возрождением России, возродится и кинематографическая традиция прославления Воли к жизни русского воина – действительной славы России .


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Думаю, своим постом вы очередной раз вызовете бурю эмоций. Не сочтите за упрёки, но вы бы лучше подправляли стиль. Странно читать "молодой перспективный боец". Это как - перспективный? Это который имеет шанс остаться живым на войне?..
И ещё очень неловко читать, когда вы одним махом сметаете всё на свете - прекрасную "Большую прогулку", например. Ничего плохого в этом фильме нет. Очень светлый и хороший. И в нём не меньше героического, чем в безвестном "Цыбуле", чей неуспех легче всего обосновать происками Госкино. И Спилбергу досталось тоже. Я его не люблю, но назвать неудачный для него (автор сценария Роберт Земекис снял бы фильм лучше) "1941" его лучшим фильмом по меньшей мере странно. Да и у нас комедий о войне было достаточно, куда более интересных и талантливых, чем тотф ильм, о котором вы пишите. Вспомините хотя бы "Женю, Женечку и катюшу" или "На войне, как на войне", хотя это условно комедия.

Спасибо! Я действительно не очень удачно написала переспективный - таким Цыбулю считали командиры но в тексте неудачно смотриться. сейчас уберу.
Я не хотела конечно все смести - просто мне показалось важным показать что такие комедии как большая прогулка, дискредитируют жанр военной комедии, поскольку изначально фальсифицируют правду о войне.
Про Спилберга я имела в виду, что этот его фильм более честный и яркий чем невыносимо лживая поделка про воина Раяна и подобная галиматья других голивудских криворучек.
Конечно, я люблю названные Вами "Женю Женечку" и "На войне", но это все-таки другой жанр: когда вы выходите из зала со слезами и не можете разговаривать некоторое время. Если и комедия то лирическая, а скорее все-таки драма.

"молодой перспективный боец" (с)

Это сильно! Этапять!

Совершеееено посредственный фильм, оставляющий ощущение недоумения и тогда и сейчас
Вы почему то забыли наш "Крепкий орешек" с Соломиным-младшим? Комедия на тему ВОВ. Комедийнаяяяя, спасу нет.
А отсутствие тогда комедий на тему Великой Отечественной Войны обьяснимо - слишком много ветеранов, слишком много переживших войну, детей войны, тех кто ни-ког-да не поймет комедийной интерпритации темы всенародного горя, лично. Для них это было быиздевкой. Сужу по своим родным и близким.
Тема слишком однозначно отдавала кровью, чтобы стать предметом шуток.
Ща можно, они поумирали в основном.
Но, знаете, это не тот фильм который можно было преподносить:
а) в "Другом кино"
б) как образец жанра

ИМХО

Re: "молодой перспективный боец" (с)

про недоумение подпишусь

Традиция прославления Воли к жизни русского воина – действительной славы России

Русский воин всегда был пушечным мясом властителей России. Если бы у русского воина была воля к жизни, он бы повернул свой штык против Кремля/Лубянки.

Практически нет фильмов о русских воинах. НЕТ. Одна шелуха.

Есть прекрасные фильмы о русских воинах. лирические, берущие за душу, заставляющие еще сильнее болеть за свою Родину.
А вот хороших комедий, показыающих силу русского духа в ее веселом изводе, действительно не осчитать на пальцах одной руки.

очередная пафосная хуйня.

>>беспросветным мраком тянуло из камерных лент («Восхождение» Шепитько). Русский воин на экране обладал только волей к смерти.

В "Восхождении" Шепитько русский воин как раз обладал исключительно неодолимой волей к жизни.

Но вообще ты прикольная, пеши исчо. Мне даже кажется, что ты проводишь какой-то интересный эксперимент.

Кстати, на юзерпике у тебя довольно угрюмый вид. Никак не скажешь, что тебе свойственна какая-то воля к жизни.

русского воина – действительной славы России

украинские актеры, украинская студия, в Украине действие фильма.

гдє жє русскость?

Re: русского воина – действительной славы России

Один довод, один который как шестерка пик покроет все тузы:
- Русскость?! да в том что время создания этого "шедевра"- Сэ-Сэ-Сэ-эР

классный фильм
смотрел несколько раз

Абсолютно верно - это и для меня критерий "другого" кино - когда фильм хочеться пересматривать снова и снова. А какой-нибудь хваленый "шедевр" не захочешь снова посмотреть даже и под настроение.

Думаю, вы имеете в виду героев некоторых героев Михаила Кокшенова. Да, этот актер умеет блестяще перевоплощаться в мерзавцев, вызывающих у зрителя глубокое отвращение. Такова российская актерская школа! Но в этом фильме он иной, как и во многих других своих кино- и театральных ролях. вспомните хотя бы прекрасную роль в Адьютанте его превосходиттельства!
А Сорок первый Спилберга действительно неплох.

  • 1