«Окраина» (1998), реж. Петр Луцик, сцен. Петр Луцик и Алексей Саморядов.
Мне доводилось читать сценарии «ВИП» (реализованного в качестве фильма «Лимита») и «Дюба-дюба», так что «Окраину» я искал вполне сознательно. Это фильм, который подлежит обязательному просмотру для всех, кому небезразлично кино. Хотя бы потому, что в 90-х, за редким исключением, кино в общепринятом смысле не снималось. Я имею в виду не только внятный сценарий и профессиональную режиссуру. В «Окраине» режиссер позволил себе небывалый для современного искусства жест – высказать собственную позицию. Жест тем более удивительный, ибо «Окраина» представляет собой типичной постмодернистское произведение (с непременными цитированием, иронией и сбрасыванием Пушкина с корабля современности).
Сюжет прост:
уральские мужички, которых «кинули» на землю нефтяники, идут искать правду – пытая и убивая врагов, они добираются до самого главного негодяя, заседающего в Москве, расправляются с мерзавцем и, подпалив на прощание златоглавую, отправляются восвояси распахивать отвоеванную землю. В итоге самый молодой участник экспедиции, который смирно дожидался на печи прихода смерти (а что ему, бедному делать, когда сверстники давно переехали в город), настолько укрепился духом, что выдвинулся в лидеры отряда.
Не считая несколько затянутой композиции во 2/2 фильма (мученичество райкомовца, как по мне, можно было оставить за кадром – именно из-за нее фильм кажется чрезмерно перегружен макабром), с точки зрения кинематографии «Окраина» почти идеальна. По форме она наследует лучшие образцы сталинского кинематографа, а в некоторых местах почти в открытую цитирует «Чапаева» бр. Васильевых. (К Чапаеву здесь двойная отсылка, ибо уже был опубликован пелевинский роман, который наглядно продемонстрировал, как можно наполнить старую форму принципиально новым содержанием.) Кадр с «говорящей» композицией выстроен просто идеально, герои выпуклые и живые. Фильм также интересен тем, что в образе Сафронова (его несложно идентифицировать в качестве запевалы бунтовщиков в белой папахе) авторы отразили в кинематографе героя произведений Андрея Платонова, которые в наше время утратили всякую актуальность и смотрятся, прямо скажем, сюрреалистически.
Итак, по форме – постмодернистское произведение, по духу – протест. (Некоторые критики даже склонны были рассматривать в свое время «Окраину» в качестве призыва к бунту.) При этом и с точки зрения композиции, и исходя из характера героев, «Окраина» - сказка, русская народная, со всей ее жестокостью, культом дурачка, поисками (и, разумеется, финальным торжеством) справедливости. В этой макабрической сказке прослеживаются все типичные для Луцика и Саморядова мотивы – герой, как правило, провинциал, «понаехавший» в столицу, вынужден выживать и в новом для себя, чужом и агрессивном, жизненном пространстве, и в изменившихся социальных условиях. («А потом, - как писал Пелевин, - наступила эта ебаная рыночная экономика и все пошло прахом».) Вот только герои в «Окраине» новые.
Интеллектуал слаб, он заранее обречен на поражение, потому что в новом мире ему приходится играть на чужой территории по неведомым правилам, прикрываясь чужой маской (в «Дюба-дюба» это было воплощено буквально, простите, визуально J). Архетипический крестьянин – другое дело: он несет свою правду и всюду устанавливает свой порядок. Кстати, Луцик объяснял жесткость своих героев именно крестьянским происхождением – как никак, кабанчика в деревне колят, как минимум, раз в году. Выбор героев, обреченных на победу, также объясняется тем, что деревня в русской культуре традиционно считалась духовным базисом. (И экономическим: пока барин писал свой шедевр, на его горбатился крепостной.)
Впрочем, прошло каких-то шесть лет, и Сорокин с Хржижановским («4») развенчали культ деревни к чертовой матери – тем более, что примерно так и обстоят дела в окраинных деревнях: полуразвалившиеся хаты, интенсивно спивающиеся жители. Некому стало тряхнуть столичных метросексуалов, и некуда возвращаться. «Окраина» стала частью истории российского кино: сегодня такой фильм вряд ли кто-то отважится снять. На экранах остались одни бандитские разборки, гламур и маловразумительный «артхауз», ковыляющий вслед за своим светочем Тарковским известно куда.
Ссылка в International Movie Database - http://imdb.com/title/tt0165901
Community Info