Человек с магнитофоном в носу (ex_polotenc) wrote in drugoe_kino,
Человек с магнитофоном в носу
ex_polotenc
drugoe_kino

Categories:

THE RISE & FALL OF RUSSIAN COUNTRY

«Окраина» (1998), реж. Петр Луцик, сцен. Петр Луцик и Алексей Саморядов.

 

Мне доводилось читать сценарии «ВИП» (реализованного в качестве фильма «Лимита») и «Дюба-дюба», так что «Окраину» я искал вполне сознательно.  Это фильм, который подлежит обязательному просмотру для всех, кому небезразлично кино. Хотя бы потому, что в 90-х, за редким исключением, кино в общепринятом смысле не снималось. Я имею в виду не только внятный сценарий и профессиональную режиссуру. В «Окраине»  режиссер позволил себе небывалый для современного искусства жест  – высказать собственную позицию. Жест тем более удивительный,  ибо «Окраина» представляет собой типичной постмодернистское произведение (с непременными цитированием, иронией и сбрасыванием Пушкина с корабля современности).

Сюжет прост:  

уральские мужички, которых «кинули» на землю нефтяники, идут искать правду – пытая и убивая врагов, они добираются до самого главного негодяя, заседающего в Москве, расправляются с мерзавцем и, подпалив на прощание златоглавую, отправляются восвояси распахивать отвоеванную землю. В итоге самый молодой участник экспедиции, который смирно дожидался на печи прихода смерти (а что ему, бедному делать, когда сверстники давно переехали в город), настолько укрепился духом, что выдвинулся в лидеры отряда.

Не считая несколько затянутой композиции во 2/2 фильма (мученичество  райкомовца, как по мне, можно было оставить за кадром – именно из-за нее фильм кажется чрезмерно перегружен макабром), с точки зрения кинематографии «Окраина» почти идеальна. По форме она наследует лучшие образцы сталинского кинематографа, а в некоторых местах почти в открытую цитирует «Чапаева» бр. Васильевых. (К Чапаеву здесь двойная отсылка, ибо уже был опубликован пелевинский роман, который наглядно продемонстрировал, как можно наполнить старую форму принципиально новым содержанием.) Кадр с «говорящей» композицией выстроен просто идеально, герои выпуклые и живые. Фильм также интересен тем, что в образе Сафронова (его несложно идентифицировать в качестве запевалы бунтовщиков в белой папахе) авторы отразили в кинематографе героя произведений Андрея Платонова, которые в наше время утратили всякую актуальность и смотрятся, прямо скажем, сюрреалистически. 

Итак, по форме – постмодернистское произведение, по духу – протест. (Некоторые критики даже склонны были рассматривать в свое время «Окраину» в качестве призыва к бунту.)  При этом и с точки зрения композиции, и исходя из характера героев, «Окраина» - сказка, русская народная, со всей ее жестокостью, культом дурачка,  поисками (и, разумеется, финальным торжеством) справедливости.   В этой макабрической сказке прослеживаются все типичные для Луцика и Саморядова мотивы – герой, как правило, провинциал, «понаехавший» в столицу, вынужден выживать и в новом для себя, чужом и агрессивном, жизненном пространстве, и в изменившихся социальных условиях. («А потом, - как писал Пелевин, - наступила эта ебаная рыночная экономика и все пошло прахом».)  Вот только герои в «Окраине» новые. 

Интеллектуал   слаб, он заранее обречен на поражение, потому что в новом мире ему приходится играть на чужой территории по неведомым правилам, прикрываясь чужой маской (в «Дюба-дюба» это было воплощено буквально, простите, визуально J). Архетипический крестьянин – другое дело: он несет свою правду и всюду устанавливает свой порядок. Кстати, Луцик объяснял жесткость своих героев именно крестьянским происхождением – как никак, кабанчика в деревне колят, как минимум, раз в году.  Выбор героев, обреченных на победу, также объясняется тем, что деревня в русской культуре традиционно считалась духовным базисом. (И экономическим: пока барин писал свой шедевр, на его горбатился крепостной.)

Впрочем, прошло каких-то шесть лет, и Сорокин с Хржижановским («4») развенчали культ деревни к чертовой матери – тем более, что примерно так и обстоят дела в окраинных деревнях: полуразвалившиеся хаты, интенсивно спивающиеся жители. Некому стало тряхнуть столичных метросексуалов, и некуда возвращаться. «Окраина» стала частью истории российского кино:  сегодня такой фильм вряд ли кто-то отважится снять. На экранах остались одни бандитские разборки, гламур и маловразумительный «артхауз», ковыляющий вслед за своим светочем Тарковским известно куда.

 

Ссылка  в International Movie Database - http://imdb.com/title/tt0165901  

 

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments