3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Category:

мемуары Анджея Вайды "Кино и всё остальное"

вышедшие на русском языке мемуары Анджея Вайды "Кино и всё остальное" раскрывают феномен польского "кино морального беспокойства".



Вайда тот самый режиссёр, с фильмов которого начиналось знакомство с польским кинематографом у многих советских зрителей, самый старейший из знаменитой плеяды польских кинематографистов - Вайда, Полянский, Жулавский, Хаас (старше его на год), Занусси, Кесьлевский. конечно Анджей Мунк, самый интеллектуальный по мнению Вайды режиссёр польского кино, начал ставить фильмы раньше, но именно "Пепел и алмаз" Вайды являлся самым культовым польским фильмом, а образ Мачека в исполнении польского Джеймса Дина Збигнева Цибульского продиктовал многим стиль поведения в обществе. знаменитая киношкола в Лодзи была организована сразу после войны членами довоенного кинообъединения "Старт", которые стояли на антикоммерческих позициях. именно в эту школу пришёл обучаться Анджей Вайда, сын расстрелянного в Катыни польского офицера, решивший сменить профессию с художника на кинорежиссёра. Вайда пишет, что самым важным направлением в киноискусстве для начинающих польских кинематографистов был итальянский неореализм, фильмы которого задали польскому кино невероятную искренность и простоту киноязыка. интересно при этом, что виднейшие представители документального кинематографа Польши - Гофман, Скужевский и Зярник создававшие "чёрное и глубоко пессимистичное отражение социалистической действительности" обучались в СССР во ВГИКе. Вайда пишет: "Я думаю, что послевоенное польское кино родилось из политического и социального опыта самой войны, которая была для нас суровым уроком познания трагического мира, мира без иллюзий, ужасного мира борьбы человека один на один с нависшей над ним смертельной угрозой."
именно эти факторы, а вовсе не противостояние социалистической системе, позволили полякам создать одну из самых влиятельнейших кинематографий мира, главной темой фильмов которой была тема морального выбора. "Случай" Кесьлевского, "Защитные цвета" Занусси - главные герои этих и многих других польских фильмов поставлены в ситуации, когда надо выбирать между конформизмом и отстаиванием своей позиции, в основе которой лежат естественные человеческие права и основные ценности демократического общества - свобода, равенство и братство. именно в фильмах Анджея Вайды было заложено это магистральное направление, с которого польский кинематограф не сходил до самой победы рабочего антикоммунистического движения "Солидарность". сам Вайда являлся руководителем знаменитого кинообъединения "Х", где и зародилось "кино морального непокоя". его руководитель и рядовые члены были совершенно свободны в высказываниях относительно творчества друг друга, а съемочные группы были сплочены общим энтузиазмом - именно в этой демократической атмосфере и создавались шедевры польского кино. Вайда довольно иронично отзывается о менталитете советских кинематографистов, приводя в качестве примера отзыв Тарковского о сцене из "Пепла и алмаза", в которой раненый Мацек умирает среди развешанных после стирки простыней: "Зажатые режимом в значительно большей степени, чем мы, русские люди доискивались скрытых значений буквально везде. На белой простыне в черно-белом фильме кровь может быть только чёрной. Нужно иметь богатое воображение, чтобы увидеть здесь польские национальные цвета."
польские кинематографисты не вступали в открытую конфронтацию с коммунистической властью, предпочитая тактику мелких уступок ради протаскивания того, что не могло быть прочитано на уровне сценария, в конечном счёте кинематограф - визуальное искусство.
"Самой сильной стороной фильма были актёры. - пишет Вайда о своём полнометражном дебюте "Поколение". - Их манера игры резко отличалась от предвоенных образцов. Здесь, действительно, складывалось нечто новое. Поколение молодых: Збигнев Цибульский, Роман Полянский, Тадеуш Янчар - в скором времени осознает кино своей стихией, своей судьбой. Особенно важной кажется роль, сыгранная Тадеушем Янчаром. Поражала его манера произнесения текста диалогов, особая искусственность которой бросалась в глаза в предвоенном кино."
выбор классических произведений польской литературы для экранизации говорит о том, что Вайда не мыслил себя вне родной страны, был постоянно озабочен происходящим у себя на Родине. "Может ли польская интеллигенция повести за собой крестьянские массы, единственную тогда реальную силу в отсталой стране?" - формулирует Вайда идею фильма "Свадьба", поставленную по классической пьесе Выспянского. конечно же имеются в виду взаимоотношения между движением "Солидарность" и современной Вайде польской интеллектуальной элитой, без помощи которой Лех Валенса остался бы полуграмотным рабочим.
из мемуаров становится понятно, что польский кинематограф творили не просто гениальные художники, а настоящие аристократы духа. сам Вайда, несмотря на международный успех его фильмов, проходивший 14 лет в одной кожаной куртке и долго не имевший собственной квартиры, всегда ставил перед собой только творческие задачи, без оглядки на зрителя и продюссеров, всегда обращаясь к общечеловеческим ценностям, благодаря чему его фильмы и фильмы его коллег вызывают искренний интерес во всём мире и продолжают быть актуальными высказываниями спустя многие годы и смены политических режимов, так же как и творчество Достоевского, которое является для Вайды своеобразным камертоном.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment