Вайда тот самый режиссёр, с фильмов которого начиналось знакомство с польским кинематографом у многих советских зрителей, самый старейший из знаменитой плеяды польских кинематографистов - Вайда, Полянский, Жулавский, Хаас (старше его на год), Занусси, Кесьлевский. конечно Анджей Мунк, самый интеллектуальный по мнению Вайды режиссёр польского кино, начал ставить фильмы раньше, но именно "Пепел и алмаз" Вайды являлся самым культовым польским фильмом, а образ Мачека в исполнении польского Джеймса Дина Збигнева Цибульского продиктовал многим стиль поведения в обществе. знаменитая киношкола в Лодзи была организована сразу после войны членами довоенного кинообъединения "Старт", которые стояли на антикоммерческих позициях. именно в эту школу пришёл обучаться Анджей Вайда, сын расстрелянного в Катыни польского офицера, решивший сменить профессию с художника на кинорежиссёра. Вайда пишет, что самым важным направлением в киноискусстве для начинающих польских кинематографистов был итальянский неореализм, фильмы которого задали польскому кино невероятную искренность и простоту киноязыка. интересно при этом, что виднейшие представители документального кинематографа Польши - Гофман, Скужевский и Зярник создававшие "чёрное и глубоко пессимистичное отражение социалистической действительности" обучались в СССР во ВГИКе. Вайда пишет: "Я думаю, что послевоенное польское кино родилось из политического и социального опыта самой войны, которая была для нас суровым уроком познания трагического мира, мира без иллюзий, ужасного мира борьбы человека один на один с нависшей над ним смертельной угрозой."
именно эти факторы, а вовсе не противостояние социалистической системе, позволили полякам создать одну из самых влиятельнейших кинематографий мира, главной темой фильмов которой была тема морального выбора. "Случай" Кесьлевского, "Защитные цвета" Занусси - главные герои этих и многих других польских фильмов поставлены в ситуации, когда надо выбирать между конформизмом и отстаиванием своей позиции, в основе которой лежат естественные человеческие права и основные ценности демократического общества - свобода, равенство и братство. именно в фильмах Анджея Вайды было заложено это магистральное направление, с которого польский кинематограф не сходил до самой победы рабочего антикоммунистического движения "Солидарность". сам Вайда являлся руководителем знаменитого кинообъединения "Х", где и зародилось "кино морального непокоя". его руководитель и рядовые члены были совершенно свободны в высказываниях относительно творчества друг друга, а съемочные группы были сплочены общим энтузиазмом - именно в этой демократической атмосфере и создавались шедевры польского кино. Вайда довольно иронично отзывается о менталитете советских кинематографистов, приводя в качестве примера отзыв Тарковского о сцене из "Пепла и алмаза", в которой раненый Мацек умирает среди развешанных после стирки простыней: "Зажатые режимом в значительно большей степени, чем мы, русские люди доискивались скрытых значений буквально везде. На белой простыне в черно-белом фильме кровь может быть только чёрной. Нужно иметь богатое воображение, чтобы увидеть здесь польские национальные цвета."
польские кинематографисты не вступали в открытую конфронтацию с коммунистической властью, предпочитая тактику мелких уступок ради протаскивания того, что не могло быть прочитано на уровне сценария, в конечном счёте кинематограф - визуальное искусство.
"Самой сильной стороной фильма были актёры. - пишет Вайда о своём полнометражном дебюте "Поколение". - Их манера игры резко отличалась от предвоенных образцов. Здесь, действительно, складывалось нечто новое. Поколение молодых: Збигнев Цибульский, Роман Полянский, Тадеуш Янчар - в скором времени осознает кино своей стихией, своей судьбой. Особенно важной кажется роль, сыгранная Тадеушем Янчаром. Поражала его манера произнесения текста диалогов, особая искусственность которой бросалась в глаза в предвоенном кино."
выбор классических произведений польской литературы для экранизации говорит о том, что Вайда не мыслил себя вне родной страны, был постоянно озабочен происходящим у себя на Родине. "Может ли польская интеллигенция повести за собой крестьянские массы, единственную тогда реальную силу в отсталой стране?" - формулирует Вайда идею фильма "Свадьба", поставленную по классической пьесе Выспянского. конечно же имеются в виду взаимоотношения между движением "Солидарность" и современной Вайде польской интеллектуальной элитой, без помощи которой Лех Валенса остался бы полуграмотным рабочим.
из мемуаров становится понятно, что польский кинематограф творили не просто гениальные художники, а настоящие аристократы духа. сам Вайда, несмотря на международный успех его фильмов, проходивший 14 лет в одной кожаной куртке и долго не имевший собственной квартиры, всегда ставил перед собой только творческие задачи, без оглядки на зрителя и продюссеров, всегда обращаясь к общечеловеческим ценностям, благодаря чему его фильмы и фильмы его коллег вызывают искренний интерес во всём мире и продолжают быть актуальными высказываниями спустя многие годы и смены политических режимов, так же как и творчество Достоевского, которое является для Вайды своеобразным камертоном.
Community Info