anamchara2006 (anamchara2006) wrote in drugoe_kino,
anamchara2006
anamchara2006
drugoe_kino

Categories:

"Visions of Europe". Zentropa Entertainments, 2004

Очень давно хотелось посмотреть этот фильм. Точнее, 25 фильмов, объединенных общим названием "Visions of Europe". "Видения Европы", как было объявлено. На мой взгляд, пожалуй, было бы лучше озаглавить его как "Образы Европы", но это уже тонкости перевода. Итак, в июне, в одном московском заведении состоялся показ этого творения киностудии Zentropa (читай: Lars von Trier & Co.) продолжительностью в два часа. К моему удивлению, пришло довольно много интересующихся - сидячих мест явно не хватало. В скором времени абсолютное большинство зеленых приземистых табуреток было перемещено в кинозал, оставив обнаженные одиночеством столики в сиротливом унынии.

Меня удивило то, что западноевропейские короткометражки были посвящены преимущественно проблемам иммиграции и интеграции в рамках изрядно разросшегося за последнее время Европейского Союза. Запомнилась абсурдистская комедия Арво Ихо (Эстония) об эстонской девушке, мечты о карьере за рубежом которой разбиваются о безответственность и бюрократию, царящую в рядах чиновников учреждений ЕС. Единственным прибежищем остается Россия. Насильно мил не будешь... Фильм Тони Гарлифа (Франция) о суровых буднях нелегалов и о том, как помощь и сострадание со стороны непосвященных могут спровоцировать депортацию. Интересный очерк журналистского плана Константин Гианнариса (Греция) об имигрантах в Греции, где национальное законодательство настолько неповоротливо, что родившийся в Греции сын кенийских родителей должен ежегодно получать вид на жительство, а иностранная студентка дождалась официального разрешения на получение высшего образования за два месяца до окончания обучения. Из этого цикла, несомненно. выделяется в высшей степени оригинальная лента Питера Гринуэя (Англия) о "Европейском душе", который, будучи обильным, питает "старые" страны-члены ЕС и постепенно иссякает с появлением новых стран в его составе. На ту же самую тему снят фильм Айслина Уолша (Ирландия), где о страданиях иммигрантов мрачно (и по-ирландски гнусаво) повествует рассказчик.

Скандинавы скорбят о бездуховности и о том, что Европа - это призрак... Ян Троэль (Швеция) подвергает осмеянию новое правило, согласно которому каждое парнокопытное, обитающее на территории ЕС, должно иметь идентификационный номер. В случае его отсутствие животное подлежит уничтожению. Режиссер переносит образ "современного" агнца на картины религиозного содержания, что показывает абсурдность самой идеи. Кристофер Боэ (Дания), известный российскому зрителю по незаурядной картине "Реконструкция" показывает, как быстро страны теряют идентичность под натиском глобализации и принудительной унификации. Аки Каурисмяки (Финляндия) познакомил зрителя с жизнью удивительной, но, к сожалению, умирающей деревушкой, затерявшейся в какой-то горной долине Португалии.

Самым грустными и, пожалуй, тяжелыми фильмами, были произведения Белы Тарр (Венгрия) о беспросветной жизни обездоленных и короткометражка Христоса Георгиу (Кипр) о взаимоотношениях между греками-киприотами и турками-киприотами. К этой сюжетной линии примыкает картина Терезы Виллаверде (Португалия) о нелегкой участи североафриканцев, рискующих своей жизнью, чтобы добраться до пиренейского полуострова.

Очень приятное впечатление оставил скетч Стийна Конинкса (Бельгия) всё о той же глобализации, бездуховности и беспросветной прозаичности жизни в западноевропейских странах, где, казалось бы, всё есть, где существует масса способов для улучшения собственного существования, но где вопросы духовной сферы зачастую рассматриваются исключительно с медицинской точки зрения и получают соответствующее лечение.

Грустно-жестоким получился немой фильм про детей у Шарунаса Бартаса (Литва), выполненной в гамме оттенков сепии. Необычайно красочной, но отнюдь не менее трагичной явилась работа, выполненная Кеннетом Циклуной (Мальта).

Наивно-трогательный фильм Малгожаты Шумовски (Польша) о «непорочном зачатии» очень живописен, глубок и чист по сути, несмотря на беспощадную сатиру над обликом Церкви, как общественного института. На одной волне с польским фильмом снята и чешская миниатюра Саши Гедеона, просмотр которой заставляет задуматься над бездумностью и беспощадностью жажды обновления, перемен и установления новых порядков, чем грешит современное западное общество.

Экологическая тема представлена в работе Франчески Коменчини (Италия), где повествуется о деятельности некоего завода поблизости от Венеции.Зрителю очень непривычно видеть в качестве единого целого две стороны жизни города – об одной – городской и культурно-исторической многие знают, ею практически все восторгаются, о другой известно не многим, по крайней мере, не тем, кто создает образ Венеции за границей.

Застывшие, будто высеченные из камня образы, созданные Лайлой Пакалниной (Латвия) поражают своей разнообразностью, разносторонностью и трогательностью. Постсоветский быт наряду с членством в ЕС. Вера в лучшее. Не смотря ни на что.

Забавен фильм Дамьена Козуля (Словения) про современные балканские реалии, когда страны-сестры вдруг становятся частями совершенно разных блоков: одним удается сделать тот решающий шаг, воплощающий мечту о принадлежности к Единой Европе, другие же остаются между двух огней без шансов на светлое будущее в ближайшее время. «У соседа трава всегда зеленее» - тем, кто добился заветной цели, больше импонирует чемпионат по футболу, а униженным и оскорбленным – членство в ЕС.

Фильм Энди Бауша (Люксембург) гротескно-комичен по форме, но трагичен по сути. Общество, в котором всё на продажу. Язык, для того чтобы уметь развлечь клиента и уладить конфликт с полицией, ухоженный внешний вид – опять же, словно на продажу.

Кроме этого, фильмы Фатиха Акина (Германия), Тео ван Гога (Нидерланды), Мартина Шулика (Словакия), Барбары Алберт (Австрия).

Замыкающим звеном (продолжающим в каком-то смысле «детскую» тематику первого, шведского фильма) является очень трогательный фильм Мигеля Хермозо (Испания) о повседневной жизни в отдельно взятом классе небольшой школы, расположенной неподалеку от одного из известных испанских курортов. Там учатся дети из разных стран, которые ещё толком не могут говорить по-испански, но тем не менее играют, дружат, веселятся и не испытывают неловкости из-за существующих между ними различий. У детей всё проще. Они не любят надуманность. И они играют во взрослую жизнь намного честнее, чем те взрослые, которые её воплощают в реальность. Им и предстоит преОБРАЗОВАТЬ реально существующие "ОБРАЗЫ Европы» по своему ОБРАЗУ и подобию.
Subscribe

  • «Ностальгия» Андрея Тарковского, 1983

    - Господи, ты видишь, как она молится. Почему ты ей ничего не скажешь? - Ты только вообрази, что случится, если она услышит мой голос. - Ну,…

  • «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, 1986

    Последняя картина Тарковского, жутко длинная, почти так же жутко нудная (если не всматриваться напряженно в смысл бесконечных разговоров и…

  • Поиски истины в кино

    "- А вы что, физик? - Скорее химик. - Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments