desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Inland Empire / Внутренняя Империя + интервью Дэвида Линча

Величие и слабость «Империи» Линча

В сущности, «Внутренняя Империя» представляет собой сочетание таланта и своеволия — по-линчевски противоречивое и столь же незабываемое. По крайней мере, премьера на последнем Венецианском кинофестивале, где Линчу вручили почетного «Льва» за достижения в искусстве, стала центральным событием форума.

«Внутренняя империя» — это трехчасовой колосс, составленный из нескольких автономных сюжетных линий, и соответственно нескольких реальностей. В одной из них заплаканная красавица смотрит телевизор, где разворачивается значительная часть событий. Во второй — некая кинозвезда (в исполнении Лоры Дерн, одной из лучших актрис Линча) снимается в мелодраме. В третьей — таинственные поляки разбираются с мистическими запутанными делами. В четвертой реальности упомянутая кинозвезда оказывается внутри экранной действительности, в которой ее никто не знает и где творится что-то страшное. В пятой заправляет группа дерзких уличных девчонок. Шестая — это реальность очень странного телесериала, в котором живут три персонажа с телами людей и головами кроликов. Последнее, кстати, — одно из сильнейших впечатлений: срабатывает сюрреалистический контраст между мультяшными образами и мрачными взрослыми разговорами плюс цветовое решение в стиле старого телевидения.

Таких находок много. В основном они становятся видны как раз на стыках, в местах столкновения этих реальностей, особенно в начале и в середине фильма. К таковым можно отнести подчеркнуто малобюджетную съемку с плеча, чего раньше у Линча практически не было, прекрасную игру Дерн... Отлично срежисированы галлюцинации героини - бьют по сознанию наотмашь.

Однако ближе к финалу ритм падает, убедительность видений сходит на нет. Если раньше, чтобы заворожить зал, Дэвиду Линчу было достаточно одного адского Вигвама, то в «Империи» возведен уже целый городок подобных ловушек, ни одна из которых, к сожалению, не поглощает зрителя с головой. Если продолжить архитектурные ассоциации, «Внутренняя империя» напоминает эклектичное недостроенное здание: вон там колонна удивительной красоты, воткнутая прямо посреди строительного мусора; а вот стена с резным мраморным окном и полуразрушенным углом; везде прорехи, сквозняки. Все бы ничего, вот только крыша покрыта пошлейшим дешевым шифером. Такое впечатление, что Линч просто не знал, что делать с массой идей, абсорбированных лентой, и решил завершить ее как можно проще. То есть устроить финал в старом добром голливудском духе. Объектив слепит яркий прожектор, за кадром звучит трогательно-пафосная песенка, а на фоне титров еще и танцует женская часть актерского состава; совокупно все это настолько выпадает из эстетики фильма, что не остается даже намека на катарсис, явно запланированный в финальных кадрах.

Тем, кто любит режиссера преданно и верно, этот фильм может понравиться. Те же, кто свою благосклонность делит между другими именами и фильмами, будут огорчены. В любом случае, Дэвид Линч давным-давно уже может себе позволить какие угодно эксперименты.


Отрывки из пресс-конференции Дэвида Линча в Венеции

k: Фильм выглядит как головоломка с большим количеством событий, образующих некую целостность. Вы снимали эту ленту традиционным путем или делали это с определенной долей свободы?
Д.Л.: Я снимал безо всякого порядка, никогда ничего не зная заранее, и все начиналось самым удивительным образом... Некоторые из вас знают, что современная наука развивалась как открытие и проверка существования единого поля в основе всей материи и разума. Следовательно, зная о таком поле, можно допустить, что все мы объединены на глубинном уровне. Почему же одна идея не может объединяться с другой, и еще с одной? Сначала я сходил с ума от этого. Но все сценарии начинаются таким образом. Сначала у тебя может быть замысел сцены, а потом одной мыслью ты постигаешь две трети пути или половину, и в один прекрасный день все сходится и история проявляется. Это может быть абстракция, или же неглубокая, конкретная история. То же происходит и со сценарием. И, как уже было сказано, сначала я делал не зная, а затем понемногу все проявлялось. Это был процесс с остановками, иногда с перерывами в несколько месяцев. И думаю, вы все согласитесь, что Лора Дерн делает то, чего — по крайней мере, по моему мнению, — никто никогда раньше не видел: чтобы одна актриса переживала в одном фильме так много прекрасных изменений и экстраординарных моментов. Она удивительна, я очень люблю с ней работать.

- Ощущая определенную тревогу зпосле просмотра фильма, хочу спросить у Вас: как Вы себя чувствуете в эти дни?
- Спасибо, что спросили. Чувствую себя очень хорошо.

- Как вам удается создавать такую звуковую атмосферу?
Д.Л.: Не знаю. На самом деле хотел бы объяснить, но сам фильм, собственно, в конечном счете и становится объяснением. Именно это самое худшее в пресс-конференциях. Речь идет о фильме, а не о словах. Каждый голос — это что-то вроде инструмента. Можно видеть одну и ту же сцену, и голоса будут более или менее реальными. И далее, в процессе работы, они понемногу становятся тем, чем являются. Это очень похоже на музыку. Голоса — это музыкальные инструменты. То, что они говорят, тоже очень важно, но как они это говорят... У каждого человека это ощущение очень личное.

- Не могли ли бы вы объяснить присутствие в фильме трех кроликов?
Д.Л.: Нет, я не могу это объяснить.

- Я увидел во "Внутренней Империи" самоиронию, более отдаленную от предыдущих ваших работ. Может быть, это было лишь мое впечатление.

Д. Л.: Я точно знаю, про что Вы говорите. То, к чему подключаешься в следующий раз, может оказаться настолько удивительным! Это чудо кино – мы можем перемещаться с одного места на другое, и возможности, куда поехать, безраничны, и то, как мы можем себя видеть и находить себя там - вот что побуждает меня к движению.

- Вы раньше много рисовали. Увлекаетесь ли вы этим сейчас?

Д Л.: До сих пор рисую. Очень люблю рисовать. Я и в кино попал благодаря рисованию... Кино на самом деле не спасает вашу жизнь, но наибольшее наслаждение - погружаться в другой мир, открывать его и делать фильмы.

- Есть ли у вас желание снова работать в сфере телевидения? Как вы считаете, почему сериал «Твин Пикс» стал феноменом поп-культуры?
Д.Л.: Я не понимаю таких вещей… Не было ни одной логической причины для такого успеха по всему миру. Но так случилось, есть много людей, любящих старые телевизионные шоу, — и это любопытно... Но у меня нет ни малейшего желания возвращаться к телевидению.

- Хотелось бы услышать Ваши мысли по поводу почетного "Льва", а также Ваши заверения, что после присуждения Вам этой награды Вы не перестанете снимать.

Д. Л.: Очень приятно слышать такие слова. Кинофестивали празднуют кино, и очень важно, что есть такой фестиваль здесь, в Венеции, который имеет великую историю, и что столько чудесных людей были на нем. Мне оказали великую честь, и это потрясающе. Еще вчера мне было 19 лет, а сейчас я получаю эту награду.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments