Алексей Юсев (yusev_alexei) wrote in drugoe_kino,
Алексей Юсев
yusev_alexei
drugoe_kino

Category:

"Простые вещи" (А. Попогребский, Россия, 2007)

В фильме Попогребского прямо-таки бросается в глаза желание режиссёра снять полудокументальное кино, т. е. максимально приблизить игровое действие к реальности. Первая же сцена погружает нас в атмосферу операционной, с напрямую записанным звуком. Никакого человека, а стало быть героя, на котором концентрировалась камера не наблюдается. Немногочисленные зрители в зале рядом со мной даже приутихли, чувствуя разницу после агрессивных рекламных роликов.

Затем показывают разговор как потом выясняется главного героя-врача-анестезиолога – Сергея Маслова с больным. Съёмка документальная по стилистике, - больной лежит криво, да и говорит как-то искусственно «совсем обнаглели!». Также мы видим этого же врача, ведущего машину по утренней Москве, под аккомпанемент мелодии, чем то напоминающей музыку тапёров к фильмам 20-х годов, особенно к хронике повседневной Москвы.



Позвольте сразу, не откладывая в долгий ящик резюмировать: не цельный фильм получился у Попогребского, с ошибками системного характера. Режиссёр пытается придать своей картине документальный стиль, но это у него не получается, так как между сценами, которые сняты на улице «с натуры», присутствует такой театр, который делает все остальные потуги бесполезными. Если хочешь снять действительность, то дурной тон вставлять в фильм сцены, когда папа встречает дочку случайно дважды на улице.

Попогребский на самом деле обычный режиссёр, втайне даже от себя пытающийся снять красивую историю, в которой добрый даритель преподносит бесценную картину, позволяющую купить квартиру и мн. др. Но стиль есть стиль, как бы он тяжело не давался и не получался, - к нему надо стремиться. И стали писать(мочиться) на камеру прохожие на улице, долгим кадром. В «Простых вещах», если задуматься столько непростых, случайных, маловероятных ситуаций, что на несколько театральных постановок хватило. Врачу, который не имеет учёной степени предлагают вакансию, на которую он вроде по параметрам и не подходит... жена беременеет... дочка одновременно с ней... Но апофеоз, конечно, это упомянутый добрый старый актёр в исполнении Броневого, который дарит врачу картину Репина. Кто-то скажет: на то и фильм! Но не такую тогда блеклость кадра нужно было выбирать, да и к чему тогда весь этот «псевдодокументализм» местами? О жизнеспособности ситуаций я не умолчу: допустим, врач живёт в Москве с семьёй: почему он снимает комнату в коммуналке, а не квартиру? При работающей жене! Ну ладно, дочь воспитывали, - но она сбежала вроде как... А машину тогда на какие деньги держать? Да и пить почти каждый день на что? (о минимальных затратах на любовницу умолчу). В больнице, где берут даже маленькие взятки, можно заработать достаточно, чтобы иметь на аренду квартиры. (У меня пример есть рядом, - знакомый врач так снимает, - вообще один в паре зарабатывает, - ровесник врача из фильма). И как это может двадцатилетний москвич-неформал, имеющий квартиру, в которой живёт один, работать электриком на судоверфи(!). Скорее поверишь что в современной молодёжи еще встречаются такие представители, которые не предохраняются, а при нежелательном исходе семьёй/детьми обзаводятся. Ещё: Только провинциальной недальновидностью можно объяснить поступок Маслова, отнёсшего картину в антиквариат. Нормальный человек сказал бы, - «Лох!». Как будто герою не за сорок лет, а за двадцать. И если бы картину действительно Репин написал, то оценщик других бы ребят вызвал, после общения с которыми фильм прервался в связи со скоропалительной смертью одного из персонажей.


(да, кстати: любой символизм в псевдодокументальном кино нежелателен)

По тому же стремлению к документальности отображения, Попогребский должен был заставить актёра (ов) не играть. Но так как нельзя на главную роль пригласить человека буквально с улицы (а только с проверенным театральным стажем!), то он придумывает здесь гениальный ход, - делает одного из главных героев актёром. И если Пускепалис (врач) играет почти незаметно, то как он будет смотреться с другим таким же «неиграющим» актёром? Вот уж выход так выход: играет Журавлёв (т. е. Броневой) себе на камеру, - так он такой и в жизни есть!

Попогребский ищет выходы из ситуации наощупь, при этом неизбежно отбивая лоб о все косяки, вместо того, чтобы обратить внимание на передовые кинематографические достижения европейских режиссеров. И здесь не могу не упомянуть прежде всего новейшее румынское кино! В прошлом году «Гибель господина Лазареску», а в этом «4 месяца...», стали прямо-таки новой струей в застоявшемся европейском кинопруду. Оба фильма словно сняты одним и тем же режиссёром, но всё же по-видимому это и есть тот новомодный стиль нового румынского кинематографа. Особенность его состоит в форме, максимально приближенной к реальности. В фильме про Лазареску было эпизодов семь-восемь, не более, - и это за двух с половиной часовой фильм! В «4 месяцах...» их не более десяти. Эпизоды в «Лазареску» идут без монтажных склеек, а в «4-х месяцах» таких склеек (прежде всего временных, и без перемены угла съемки/точки зрения камеры в эпизоде,и крайне деликатных-незаметных). Это, конечно, затягивает время самих эпизодов, и создаёт проблемы для насыщенного разнообразного действия, но эффект реальности непередаваем! Хотя румыны не открывают ничего нового. Они лишь пользуются традициями античного и раннесредневекового театра, где действие шло максимально в духе аристотелевского подобия. Т. е. актёр на сцене воспроизводил жизнь без купюр и монтажа, кропотливо моясь перед зрителями, а также производя обыденные действия в естественный размер. В отечественном кино это попробовал интуитивно отобразить Хржановский-мл. В картине «4», в эпизоде долгого хождения героини. Он даже выписал себе оператора-документалиста.

Этот классический, он же румынский способ, - есть самый эффективный способ добиться (псевдо)документальной достоверности на экране. А то у Попогребского заходит актёр (Пускепалис) к актёру (Броневому), а так как время картины/эпизода поджимает, то после одной реплики герои переходят уже на вещи вселенского масштаба. Ну не бывает в жизни таких резких переходов к теме! «Не верю»! Режиссёр мог сделать из своего фильма крепкую европейскую картину, не захоти он решать в одном фильме так много проблем. Можно было сделать так: вторичные сюжетные линии (соседа-гастарбайтера, его пирушку, дочку и сцены с ней, любовницу и мн. др.), которые не дают никакого раскрытия душевной природы главного героя выбросить!, остальные сцены удлиннить, выкинуть из них вторичные, в т. ч. «вселенские» проблемы, - и получился бы в итоге фильм, пальчики оближешь! Да не хватает смелости и умения у молодых отечественных режиссёров снимать европейское кино! Лучше уж первый парень на «Кинотавре» с поделкой/недоделкой... Но справедливости ради: сужу я «Простые вещи» с серьёзных высот, куда, возможно, режиссёр не метил и не хотел! Хотя, после написания статьи в одном интервью я наткнулся на такие слова режиссёра:

«Мы когда монтировали с Иваном Лебедевым, нашим постоянным и любимым режиссером монтажа, смеялись и думали: какой же фильм мы делаем, если его юмористически разложить по полочкам? И никак не могли понять. Тогда ради смеха решили, что это не чешское кино, и не польское, и не французское — а румынское кино, о котором мы сами не имеем ни малейшего представления и помним только по мюзиклу «Мама». И что потом? Смотрит один известный критик — и говорит: «Ну, это же абсолютно румынское кино!» Смотрит другой: «Это в русле румынского кино». Мама дорогая! А потом румынское кино получает Золотую пальмовую ветвь в Канне и входит в необычайную моду… Хлебников смотрел «Смерть господина Лазареску», говорит, что это офигенный фильм, и вот по его описанию это как раз то, в какую сторону я хотел бы идти. Так что я неожиданно для себя, с шутками-прибаутками оказался на демонстрации румынского кино.»

Мне вот очень интересно: какой это известный критик был, если узрел то, до чего «Простым вещам» очень далеко? Может он хотел циничный комплимент режиссёру сделать, зная что Попогребский только «Маму» видел? А так красиво получается: сидит себе Алексей Попогребский в России, снимает кино, в Европе его не знает, но он тем не менее уже на уровне румынского, а стало быть самого передового европейского кино! Слава гению!


А так вообще, если претензий европейского уровня не предъявлять, то нравится мне этот фильм! Правильный герой, который если и берёт взятки, то крайне маленькие. И радио с российским/советским гимном при котором в человеке просыпается самое хорошее! Да и женщины рожают! И в 40 и в неполные 20! Красота! В общем жизнь налаживается!

"Простые вещи", кстати, получил на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия) 4 приза.

Простые вещи
Режиссер Алексей Попогребский
В ролях Иван Осипов, Иван Шведов, Леонид Броневой, Михаил Евланов, Светлана Камынина, Сергей Пускепалис
Россия, 2007
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments