Затем показывают разговор как потом выясняется главного героя-врача-анестезиолога – Сергея Маслова с больным. Съёмка документальная по стилистике, - больной лежит криво, да и говорит как-то искусственно «совсем обнаглели!». Также мы видим этого же врача, ведущего машину по утренней Москве, под аккомпанемент мелодии, чем то напоминающей музыку тапёров к фильмам 20-х годов, особенно к хронике повседневной Москвы.
Позвольте сразу, не откладывая в долгий ящик резюмировать: не цельный фильм получился у Попогребского, с ошибками системного характера. Режиссёр пытается придать своей картине документальный стиль, но это у него не получается, так как между сценами, которые сняты на улице «с натуры», присутствует такой театр, который делает все остальные потуги бесполезными. Если хочешь снять действительность, то дурной тон вставлять в фильм сцены, когда папа встречает дочку случайно дважды на улице.
Попогребский на самом деле обычный режиссёр, втайне даже от себя пытающийся снять красивую историю, в которой добрый даритель преподносит бесценную картину, позволяющую купить квартиру и мн. др. Но стиль есть стиль, как бы он тяжело не давался и не получался, - к нему надо стремиться. И стали писать(мочиться) на камеру прохожие на улице, долгим кадром. В «Простых вещах», если задуматься столько непростых, случайных, маловероятных ситуаций, что на несколько театральных постановок хватило. Врачу, который не имеет учёной степени предлагают вакансию, на которую он вроде по параметрам и не подходит... жена беременеет... дочка одновременно с ней... Но апофеоз, конечно, это упомянутый добрый старый актёр в исполнении Броневого, который дарит врачу картину Репина. Кто-то скажет: на то и фильм! Но не такую тогда блеклость кадра нужно было выбирать, да и к чему тогда весь этот «псевдодокументализм» местами? О жизнеспособности ситуаций я не умолчу: допустим, врач живёт в Москве с семьёй: почему он снимает комнату в коммуналке, а не квартиру? При работающей жене! Ну ладно, дочь воспитывали, - но она сбежала вроде как... А машину тогда на какие деньги держать? Да и пить почти каждый день на что? (о минимальных затратах на любовницу умолчу). В больнице, где берут даже маленькие взятки, можно заработать достаточно, чтобы иметь на аренду квартиры. (У меня пример есть рядом, - знакомый врач так снимает, - вообще один в паре зарабатывает, - ровесник врача из фильма). И как это может двадцатилетний москвич-неформал, имеющий квартиру, в которой живёт один, работать электриком на судоверфи(!). Скорее поверишь что в современной молодёжи еще встречаются такие представители, которые не предохраняются, а при нежелательном исходе семьёй/детьми обзаводятся. Ещё: Только провинциальной недальновидностью можно объяснить поступок Маслова, отнёсшего картину в антиквариат. Нормальный человек сказал бы, - «Лох!». Как будто герою не за сорок лет, а за двадцать. И если бы картину действительно Репин написал, то оценщик других бы ребят вызвал, после общения с которыми фильм прервался в связи со скоропалительной смертью одного из персонажей.
(да, кстати: любой символизм в псевдодокументальном кино нежелателен)
По тому же стремлению к документальности отображения, Попогребский должен был заставить актёра (ов) не играть. Но так как нельзя на главную роль пригласить человека буквально с улицы (а только с проверенным театральным стажем!), то он придумывает здесь гениальный ход, - делает одного из главных героев актёром. И если Пускепалис (врач) играет почти незаметно, то как он будет смотреться с другим таким же «неиграющим» актёром? Вот уж выход так выход: играет Журавлёв (т. е. Броневой) себе на камеру, - так он такой и в жизни есть!
Попогребский ищет выходы из ситуации наощупь, при этом неизбежно отбивая лоб о все косяки, вместо того, чтобы обратить внимание на передовые кинематографические достижения европейских режиссеров. И здесь не могу не упомянуть прежде всего новейшее румынское кино! В прошлом году «Гибель господина Лазареску», а в этом «4 месяца...», стали прямо-таки новой струей в застоявшемся европейском кинопруду. Оба фильма словно сняты одним и тем же режиссёром, но всё же по-видимому это и есть тот новомодный стиль нового румынского кинематографа. Особенность его состоит в форме, максимально приближенной к реальности. В фильме про Лазареску было эпизодов семь-восемь, не более, - и это за двух с половиной часовой фильм! В «4 месяцах...» их не более десяти. Эпизоды в «Лазареску» идут без монтажных склеек, а в «4-х месяцах» таких склеек (прежде всего временных, и без перемены угла съемки/точки зрения камеры в эпизоде,и крайне деликатных-незаметных). Это, конечно, затягивает время самих эпизодов, и создаёт проблемы для насыщенного разнообразного действия, но эффект реальности непередаваем! Хотя румыны не открывают ничего нового. Они лишь пользуются традициями античного и раннесредневекового театра, где действие шло максимально в духе аристотелевского подобия. Т. е. актёр на сцене воспроизводил жизнь без купюр и монтажа, кропотливо моясь перед зрителями, а также производя обыденные действия в естественный размер. В отечественном кино это попробовал интуитивно отобразить Хржановский-мл. В картине «4», в эпизоде долгого хождения героини. Он даже выписал себе оператора-документалиста.
Этот классический, он же румынский способ, - есть самый эффективный способ добиться (псевдо)документальной достоверности на экране. А то у Попогребского заходит актёр (Пускепалис) к актёру (Броневому), а так как время картины/эпизода поджимает, то после одной реплики герои переходят уже на вещи вселенского масштаба. Ну не бывает в жизни таких резких переходов к теме! «Не верю»! Режиссёр мог сделать из своего фильма крепкую европейскую картину, не захоти он решать в одном фильме так много проблем. Можно было сделать так: вторичные сюжетные линии (соседа-гастарбайтера, его пирушку, дочку и сцены с ней, любовницу и мн. др.), которые не дают никакого раскрытия душевной природы главного героя выбросить!, остальные сцены удлиннить, выкинуть из них вторичные, в т. ч. «вселенские» проблемы, - и получился бы в итоге фильм, пальчики оближешь! Да не хватает смелости и умения у молодых отечественных режиссёров снимать европейское кино! Лучше уж первый парень на «Кинотавре» с поделкой/недоделкой... Но справедливости ради: сужу я «Простые вещи» с серьёзных высот, куда, возможно, режиссёр не метил и не хотел! Хотя, после написания статьи в одном интервью я наткнулся на такие слова режиссёра:
«Мы когда монтировали с Иваном Лебедевым, нашим постоянным и любимым режиссером монтажа, смеялись и думали: какой же фильм мы делаем, если его юмористически разложить по полочкам? И никак не могли понять. Тогда ради смеха решили, что это не чешское кино, и не польское, и не французское — а румынское кино, о котором мы сами не имеем ни малейшего представления и помним только по мюзиклу «Мама». И что потом? Смотрит один известный критик — и говорит: «Ну, это же абсолютно румынское кино!» Смотрит другой: «Это в русле румынского кино». Мама дорогая! А потом румынское кино получает Золотую пальмовую ветвь в Канне и входит в необычайную моду… Хлебников смотрел «Смерть господина Лазареску», говорит, что это офигенный фильм, и вот по его описанию это как раз то, в какую сторону я хотел бы идти. Так что я неожиданно для себя, с шутками-прибаутками оказался на демонстрации румынского кино.»
Мне вот очень интересно: какой это известный критик был, если узрел то, до чего «Простым вещам» очень далеко? Может он хотел циничный комплимент режиссёру сделать, зная что Попогребский только «Маму» видел? А так красиво получается: сидит себе Алексей Попогребский в России, снимает кино, в Европе его не знает, но он тем не менее уже на уровне румынского, а стало быть самого передового европейского кино! Слава гению!
А так вообще, если претензий европейского уровня не предъявлять, то нравится мне этот фильм! Правильный герой, который если и берёт взятки, то крайне маленькие. И радио с российским/советским гимном при котором в человеке просыпается самое хорошее! Да и женщины рожают! И в 40 и в неполные 20! Красота! В общем жизнь налаживается!
"Простые вещи", кстати, получил на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия) 4 приза.
Простые вещи
Режиссер Алексей Попогребский
В ролях Иван Осипов, Иван Шведов, Леонид Броневой, Михаил Евланов, Светлана Камынина, Сергей Пускепалис
Россия, 2007
Community Info