Клиффорд Ирвинг – американский писатель. Не Джон Ирвинг и даже не Ирвинг Стоун. Просто умеет как-то оформлять идеи в сюжеты. Может быть, он даже графоман. А может – непризнанный гений. По той или иной причине, его не публикуют, несмотря на наличие литературного агента. Доведенный до крайности, Ирвинг едет на Багамы (есть такая привычка у американских литераторов-неудачников). Там его с верным оруженосцем Диком Саскиндом выселяют из отеля, потому что отель решил занять Говард Хьюз, великий человек ХХ века, миллиардер, повелитель стихий и конченый параноик. Именно этот случай приводит Клиффорда Ирвинга к идее, которая изменит его судьбу: он придумывает свою Великолепную Аферу. Все гениальное – просто: Ирвинг говорит издателю, что имеет сенсационный материал от Говарда Хьюза. Что великий человек, давно прекративший общение с прессой, по какой-то непонятной причине вышел на него, Ирвинга и предложил донести до человечества свое видение событий, в которых он, Хьюз, принимал участие.
Конечно, этот обман рано или поздно раскроется. Впрочем, у Ирвинга на сей счет – железная отмазка: Хьюз известен своим сумасбродством, и если он начнет утверждать, что никакого Ирвинга не знает, можно будет сказать, что старик чудит по своему обыкновению. В глубине души наш герой понимает, что веревочка не может виться бесконечно. Но слишком велик соблазн и слишком глубока бездна отчаяния, в которую его погрузили бесконечные отказы издателей. Клиффорду уже около пятидесяти, ему нужно, наконец, заработать на хороший кабриолет и мягкий диван. Короче, отбросив сомнения, он летит на мед.
И ложь пожирает его с потрохами. Это вот и показано наилучшим образом – как работает обман, что он делает с человеком, который думает, что может управлять реальностью. Не факт, что Ричард Гир – самая подходящая кандидатура для воплощения такой концепции, но работает он тщательно и с задачей, в общем-то, справляется. На твердую четверку. А поддержка все более пузатого с каждой ролью Альфреда Молины позволяет ему сделать даже больше, чем он может в принципе.
Впрочем, в фильмах Халльстрема главная тема обсуждения всегда – сам Халльстрем. Звезды к нему попадают разные, играет кто плохо, кто лучше, но всем приходится иметь дело с той реальностью, которую создает рулевой проекта. Реальность у шведа особенная – вязковатая, неяркая, усыпляющая. Даже занимаясь такими потенциально красочными проектами, как «Казанова» или «Шоколад», Халльстрем умудряется увести их в сторону от эффектного кино, загрузив своей ползучей эстетикой. В любом его фильме есть идея, ради которой он может пожертвовать чем угодно, а уж зрелищностью – в первую очередь. Вот и «Мистификация» такова: история про одну из наглейших афер в истории США, из которой более шустрые специалисты сделали бы феерическое шоу, Халльстрем превратил в монотонное исследование распада человеческой души.
Он в этом разбирается, без вопросов. Он это любит – копаться в душах своих персонажей. А когда человек что-то делает увлеченно и со знанием дела, результат в любом случае получается достойным. Ну, разумеется, в той или иной степени.
«Мистификация» - это не очень оригинальное, но довольно глубокое исследование вранья как социального инструмента и как орудия самоубийства. Скучновато, но тонко. Без ярких мест, но очень ровно и профессионально сделанное. Не оправдывающее ожиданий тех, кто хотел более авантюрного кино, но ни в коем случае не проходящее по ведомству «провальный фильм».
В конце концов, «Мистификация» интересна с чисто познавательной точки зрения, как еще одна история о жизни бездонного человека Говарда Хьюза. Интересно, сколько еще денег сделают на нем голливудские продюсеры?
Community Info