Продавец шпилек (pintrader) wrote in drugoe_kino,
Продавец шпилек
pintrader
drugoe_kino

Category:

Груз 200, реж. Алексей Балабанов


Алексей Балабанов - мастер переодеваний. Сняв два авторских фильма на заре своей карьеры - "Счастливые дни" по Беккету и "Замок" по Кафке, следующими своими работами режиссер начал мистифицировать публику. Балабанов надевает платье жанрового кино - будь-то боевик ("Брат"), компьютерная игралка-комикс ("Брат-2"), арт-хаус ("Про уродов и людей"), черный юмор ("Жмурки"), мелодрама ("Мне не больно")... Под перекрестным взглядом зрителя тело произведения перестает быть прозрачно-обнаженным, а вытесняется из строчек текста в междустрочие интерпретаций, прячась в платье, сотканное из жанрового клубка. По сути, это стратегия расширяет свободу высказывания. В замкнутом пространстве жанровой оболочки мысль более свободна, чем на открытом коммуникативном поле. Многие попадаются на удочку и считывают только верхний слой, что, как правило, приносит коммерческие дивиденды. Нутряное же работает на репутацию - там глохнут любые упреки, увязнув в липком маскараде интерпретаций.

Не знаю, кто первым обозвал фильм "Груз 200" - трэшем (с таким же успехом еще пару лет назад его бы обозвали модным тогда словом - постмодернизм), но это оказало фильму определенную услугу - под таким соусом довольно спорные с моральной точки зрения сцены - изнасилование девственницы бутылкой, расстрел заключенного (сгусток крови на стене тюремного коридора), разлагающиеся тела и прочее принимаются общественной цензурой, как всего лишь дань жанру. В этом плане прокатный эффект фильма очень напоминает эффект от показа фильма "Маленькая Вера" (1988), реж. Василия Пичула. Якобы, впервые показанная на советском экране обнаженка и реакция прессы обеспечили этому неплохому, в общем-то, фильму место в истории кино. Да и в плане пафоса "парада умирающих генсеков" "Груз 200" напоминает "Маленькую Веру". С той лишь разницей, что тогда подковерная грязь не называлась модным сейчас словом - трэш, а называлось модным тогда словом - чернуха. Ну и главное - точно так же медийный ажиотаж развернулся на пустом месте - обнаженка в "Маленькой Вере" не являлась чем-то новым для советского кино, так же, как и "грязные" сцены в новом балабановском фильме не являются чем-то из ряда вон выходящим, ни в контексте трэшевого, ни в контексте авторского кино.

С гардеробом режиссера мы более-менее разобрались - вроде не совсем трэш - слишком качественный и продуманный фильм. Например, виртуозно снятые проезды на машинах на фоне индустриальных пейзажей, где каждому герою присвоена своя музыкальная тема из репертуара советских ВИА - "На маленьком плоту", "В краю магнолий"... Однако, некоторые элементы трэша все же присутствуют и бог с ними.

Что же все-таки находится под платьем Алексея Балабанова? Рассмотрим сюжетное пространство фильма. В фильме всего два персонажа-человека: завкафедрой научного атеизма ЛГУ Артем (Леонид Громов, голос Сергея Маковецкого) и его брат - начальник провинциального военкомата - Михаил (Юрий Степанов). Остальные герои - это изнанка человека - нутряное, сокровенное. Рецидивист Алексей (Алексей Серебряков), его жена Антонина (Наталья Акимова), человек земли - вьетнамец Сунька (Михаил Скрябин) и главный герой, начальник отделения милиции, маньяк Журов (Алексей Полуян).

Действие происходит в 1984-м году, перед самым началом конца, когда дождь еще не начался, но все уже нанюхались озона и ходят с заряженными зонтиками наперевес. Разбираться с событиями двадцатитрехлетней давности неактуально, тем более что "Груз-200" - не социальная драма, а метафизический реализм - неразбавленная экранизация мироощущения Юрия Мамлеева - люди живут по своим внутренним законам на задворках социума в сумерках рационалистического сознания. Отсюда, ощущение нереальности происходящего - череповецкие индустриальные пейзажи - сон разума, обнажающий единственное реальное в нашей жизни - ужас перед зияющим провалом и полной смысловой невесомостью.

Кульминационных момента фильма два. Первый - диалог между рецидивистом Алексеем и профессором Артемом. У Артема в лесу заглохла машина, и он постучался в ближайший дом на огонек. Его встретил хозяин - Алексей. Их диалог о вере - диалог двух беспомощных слепых котят - из которых один уже заглянул в ужасную пропасть и от страха хватается за соломинку - веру, а другому, профессору, это все еще предстоит. Балабанов строит свой мир в мамлеевских точках отсчета, но в отличие от мамлеевской, балабановская модель мира сильно упрощена - онтологический ужас приводит к тривиальной дилемме - Бог-есть/Бога-нет, вместо мамлеевского отказа от принятия навязанной нам существующей реальности вообще.

Казалось бы, Балабанов достиг той точки накала, когда может позволить себе сокровенный метафизический вопрос и признание отсутствия на него ответа. Чего стоит хотя бы второй кульминационный момент фильма. У кровати сидит одержимый милиционер и читает голой, пьяной, заходящейся в истерике девушке письма ее мертвого жениха из Афгана. Голая девушка лежит прикованная наручниками к спинке кровати. Рядом лежит разлагающийся труп того самого жениха, а поверх поперек - труп алкоголика (Александр Баширов), которого маньяк-импотент заставил изнасиловать девушку, а затем застрелил. В комнате - огромное количество мух. Окна закрыты. Трупный запах физически стоит в кадре. На кухне опустившаяся деградировавшая алкоголичка-мать невозмутимо смотрит телевизор.

Визуально Балабанов смог преодолеть сопротивление материала. Даже мухи (ироничная рожица бекмамбетовскому сумраку из круглосуточного дозора) говорят о потусторонности происходящего. Это не жизнь, это не смерть, это нечто третье, то, что за пределами нашего осознания реальности. Эстетически Балабанов преодолел, а вот философски не переосмыслил. Вместо выхода за пределы он подсовывает нам довольно тривиальный двойной финал - нравственное перерождение главного ленинградского атеиста, пришедшего в церковь креститься и ставшую уже банальной шуткой - традиционную песню Виктора Цоя в финале.
Subscribe

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…