1_charlemagne (1_charlemagne) wrote in drugoe_kino,
1_charlemagne
1_charlemagne
drugoe_kino

Categories:

На маленьком плоту. "Груз 200" Алексея Балабанова, 2007г.

  

   Нашёл сегодня занятный книжный магазинчик на Петровке - "Умные книги", а в нём тишину, скучающих продавщиц  и "Повседневную жизнь Москвы в сталинскую эпоху (30-40гг.)" некоего Андреевского Г.В. ( кто такой не знаю - книгу читать ещё не начал). Книжка выпущена при поддержке правительства города Москвы - видать важное государственное дело. Читая оглавление, чуть не поперхнулся своей вполне сказать мелкобуржуазной "Кока-колой", цитирую: "Особенно удались автору страницы, рассказывающие о рабоче-крестьянском правосудии и милиции, о преступном мире Москвы, об арестах и допросах 1937 года. Интересно (sic!) и послевоенное время: победа, строительство высотных зданий, денежная реформа, советская школа и многое-многое другое. Всё это фактологическое богатство, которое Г.В. Андреевский собирал не один год, позволяет по-новому, в неизвестной ранее полноте, увидеть Москву и москвичей, проникнуться гордостью за жизненный подвиг творцов социализма, хранителей российской культуры и державности".
   



Вот так-то. "Ведь уже секрета нет, слушайте, детишки. Папе нашему ответ помещают в книжки". Кажется моя любимая "Повседневная жизнь жён и возлюбленных французских королей" Шоссиана-Ногаре, выпущенная в той же серии, не сподобилась заручиться поддержкой правительства Москвы. Ну, и не хай с ней. Обойдёмся. Понимаете, угнетает даже не то, что чудовищное время, на глазах превращается в славную эпоху  "творцов, хранителей и проводников". Изумляет то с какой лёгкостью неимоверной советский террор (всех желающих хотя бы немного прочувствовать весь скрытый ужас происходившего, отсылаю к дневникам Е.С. Булгаковой ) помещают между преступным миром Москвы, Победой, строительством московских тучерезов и достижениями советской педагогики. А это "интересно и послевоенное время" сражает наповал.  "Интересно и..." предполагает, что данный эпитет относится и к довоенному времени. Ни ужасно, ни чудовищно, а именно "интересно" и, по всей видимости, должное вызывать гордость. В общем, прошлое наше прекрасно, настоящее великолепно, а будущее лучезарно. В этом контексте, видимо, и следует рассматривать журнально-газетную и инетовскую критику  "Груза 200" Алексея Балабанова.
     Очень неровный фильм. Формально -  трэш. В сравнении с недавними Тарантино и Родригесом, первое, что бросается в глаза, это явная нехватка денежных средств ( "бабла" о котором так вдохновенно говорил один из героев фильма) и юмора. Но, как деликатно выразилась бы интеллигентнейшая Л.М. Ельницкая (замечательный наш вгиковский преподаватель теории литературы) «возможно, является фактом искусства". Подобное она смущённо признала после просмотра вырыпаевской "Эйфории", однако в том, что уважаемая Людмила Михайловна смогла бы высидеть до конца "Груз 200" всё же приходится сомневаться. Те же, кто, подобно мне, "высидел до конца", на финальных титрах ещё на какое-то время застыли, вжавшись в свои кресла. Аплодисментов не было. Вид у уходивших был удручённым. Вот и весь сказ. 
     Итак, попробуем всё же разобраться: почему трэш ( или, вернее, а трэш ли?) А именно по тем же причинам, по которым критики гневно клеймят милейшего Алексея Октябриновича. Потому что если автомобиль – то обязательно «Копейка», если пиво – то «Жигулёвское»,  если клуб – то в бывшей церкви, если дочка – то секретаря райкома, если война – то в Афгане, если груз – то «200», если разговоры о Кампанелле – то за водкой, если неумытый хуторянин – то в рваной на локте  тельняшке. Все много пьют и всем на всё наср@ть. Балабанов сознательно собирает все клише и символы не только советской, но и постсоветской ревизионистской эпохи, когда мы с таким наслаждением перетряхивали и чернили наше недавнее прошлое. Констатируем: в «наличии декларативная вторичность и вульгарность» (сейчас  и далее я буду цитировать статью из Википедии, что, может быть, и не совсем научно, а возможно и антинаучно
J ).


     Далее, в критике «мусора», - понимание трэша, как формы протеста. В существующем признанном ( в основном на родине) российском кинематографе – безусловно.


    «Немотивированное насилие и жестокость» – с этим всё ОК.


    «Кислотная помада и пергидрольные, часто голые красотки, часто в контексте  грубого секса» - в точку.


    «Трэш, как спонтанная деконструкция».  Деконструкция наших нынешних советских грёз. Но спонтанная ли? Это вопрос.


    «Трэш, как сгусток нашего коллективного бессознательного». Можно сказать и так. «Груз 200» вполне можно поставить на одну полку с ещё одним фильмом  - «4» Ильи Хржановского ( сцена с голыми старухами у которого – это явная пародия на Тайную вечерю, документально  зафиксированный шабаш нечистой силы). Балабанов так же обращается к архетипам (свадьба живой с покойником, например), хотя и делает это менее художественно, чем Хржановский (субъективно).


    И, наконец, наличие «чёрного» юмора. А вот тут начинаются проблемы, хотя трудно не оценить кошмарную иронию серебряковского: «Мы к тебе со всей душой. Хотя у тебя её и нет» или кадра, где изнасилованная Анжелика рыдает в люльке мотоцикла, за рулём которого сидит маньяк, всё это на фоне индустриального пейзажа и под песню Юрия Лозы «На маленьком плоту…».. Коль уж мы рассматриваем треш в русле постмодерна, то предполагаем наличие у него «маргинальных для классической эстетики, хотя имплицитно ( т.е. внутренне) всегда присущих эстетическому опыту универсалий игры, иронии, безобразного». В.В.Бычков «Эстетика».  Балабанов же удручающе серьёзен.  Никакой игры в его фильме вы не почувствуете, у него «всё не понарошку».  Там где Тарантино, Родригес и Эд Вуд искренне развлекаются, русский режиссёр несёт мессидж. Ни о какой спонтанности здесь речи не идёт. О, он совсем не бессмысленен этот «Груз 200», как пишут некоторые авторы.  Весь этот двухчасовой кошмар нужен лишь для того, что бы двое парней, как ни в чём не бывало, под утро  вышли с дискотеки и под разговоры о «бабле» ушли в наше светлое завтра. О судьбе бедной Анжелики никто и не вспомнит. В этом для меня страшное откровение Балабанова: наше вопиющее равнодушие ко всему кроме денег  родом ещё из той эпохи. Корни гламура, консюмеризма, фашизма родом из той эпохи. Прекрасного времени «строителей, держателей и хранителей». Теперь же идеология нашего времени одна – «Деньги», и другой нам не надо. Как выразился недавно наш Папа, в том духе, что: «нам стыдиться нечего, да и каяться тоже». Как всё это удивительно сходится. И как фильм Балабанова пришёлся некстати.


     Ещё пара моментов, мимо которых не могу пройти мимо. От Балабановского фильма вы не получите эстетического наслаждения.. Безобразное есть и его много, но об эстетике безобразного, думаю, речь здесь всё же не идёт. Алексей Октябринович, в отличие от уже упоминавшихся здесь американцев, использует его лишь в экспрессивно подчёркнутой натуральности, направленной на возбуждение негативных эмоций протеста, отвращения, брезгливости, вплоть до страха, ужаса, шокового состояния…» В.В.Бычков «Эстетика».  Молодые актёры играют скверно, актёры старшего поколения очень неровно         ( или в «мусоре» так и должно быть?). Диалоги большей частью топорные. Всё вместе это хуже двух «Братьев», но однозначно лучше «Жмурок» и «Мне не больно» ( «Про уродов и людей» к сож. не смотрел) 


      Резюмируя всё вышеизложенное могу высказать предположение, что это не трэш, а нечто совсем  иное     ( «За пределами Добра и Зла», - как поспешат добавить «доброжелатели»). "Трэшевая чрезмерность не лечиться смыслом". Это публицистика, использующая трэшевую стилистику, едкое высказывание на злобу дня. Именно эта ориентированность на сегодняшний день, сиюминутность и не позволяет мне со всей уверенностью отнести картину к «произведению искусства».


     Итак, подводим итоги. «Груз 200» Балабанова всё же является «фактом искусства».  Смотреть рекомендую только людям подготовленным. Любимым фильмом для меня он не станет (всё-таки изысканное эстетство Сокурова в «Днях затмения» мне гораздо ближе, чем шоковый натурализм Балабанова, при том, что они занимаются приблизительно одним и тем же – деконструкцией советского времени-пространства).  Покупать на отдельном диске скорее всего не буду. Как за явление в нашем кинематографе за балабановский фильм проголосую «за»: любую  оппозицию  нужно приветствовать.  Пусть хоть в кинематографе будет.


    


    


Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

Recent Posts from This Community