Гудбай, ГДР!
В рамках программы "Гала-премьеры" Московского кинофестиваля состоялся показ фильма "Жизнь других" немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка
"Жизнь других" уже успела собрать значительное количество наград по всему миру, включая "Оскар" как лучший неанглоязычный фильм и главный приз Европейской киноакадемии. Неудивительно, что фильм имел статус одного из самых ожидаемых на фестивале. Возлагавшиеся надежды он, похоже, полностью оправдал - представители прессы удостоили его солидной порцией аплодисментов, одной из самых единодушных за прошедшие фестивальные дни.
«Жизнь других», как и многие фильмы текущего кинофорума, затрагивает темы, имеющие непосредственное отношение к российско-советской истории. Картина подошла бы и для программы «Прощай, СССР», ведь ее действие разворачивается в одном из уголков необъятного некогда социалистического пространства – в дружественной Германской демократической республике. Да еще и в момент, из которого уже отчетливо виден конец этого государства. Впрочем, рассказанная в фильме история могла произойти в любой из стран соцлагеря.
1984 год. В стране действует отлаженная система надзора за людьми творческих профессий. Не остается без внимания сотрудников «штази» даже самый лояльный из них, личный друг генсека драматург Георг Дрейман. Вести его дело вызывается капитан Визлер, верный «щит и меч партии». Ему поручено во что бы то ни стало раскопать компромат на писателя, хотя тот и не дает никаких поводов для подозрений. Дело в том, что влиятельный член ЦК положил глаз на жену Дреймана, известную актрису Кристу-Марию Зиланд. Работая над заданием, Визлер сталкивается с непредвиденной проблемой – он начинает сочувствовать. Погружение в мир объекта наблюдения меняет наблюдателя.
Молодой режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк снял фильм, который заслуживает всех выданных ему авансов. Ему удалось идеально передать атмосферу тотального контроля в тоталитарном государстве. Рассказывается всего лишь один частный случай, но не возникает сомнений, что «под колпаком» находится вся страна, где для того, чтобы иметь, а тем более высказывать вслух мнение, отличное от официального, надо быть очень мужественным человеком. Стоит лишь заикнуться, как тебя тут же включат в «черный список», и ты никогда больше не сможешь заниматься любимым делом или выезжать за границу, а то и попадешь прямиком в комнату для допросов.
Однако фильм не о том, что тоталитарный режим – это плохо (по этому тезису сложно сказать что-нибудь новое), а о том, что и в плохой системе могут быть хорошие, а точнее нормальные люди. Или люди, которым еще не поздно стать нормальными. Такие, как капитан Визлер. Экзистенциальный переворот в сознании привел его к неподчинению строгим правилам службы госбезопасности, а это для образцового офицера «штази» равносильно бунту против системы. Наблюдая за относительным благополучием в личной жизни Дреймана, он вдруг осознает, что сам вообще не имеет никакой жизни, а только одну лишь службу, пусть даже и совершенно, на его взгляд, необходимую.
Однако если Лестер Бернэм кончил плохо, то судьба Визлера не так трагична. После падения Стены наступает эра новой объединенной Германии. Подлец экс-министр остается не у дел, ностальгируя по «прекрасному» прошлому, писатель получает творческую свободу, и лишь бывший «гэбист», погубивший проваленным делом свою карьеру, остается таким же неустроенным, каким был и раньше. Но он помнит, что его вмешательство изменило жизнь других.
Community Info