Anton Sazonov (sazonoview) wrote in drugoe_kino,
Anton Sazonov
sazonoview
drugoe_kino

Categories:

О творчестве Оливера Стоуна и в частности о его "Каждом Воскресенье".



1999, США, 150 мин.
Режиссер и автор сценария Оливер Стоун.


«Играй, или поиграют тобой».

В своей режиссерской карьере Оливер Стоун всегда любил что-нибудь поразоблачать. Могут ведь быть у человека слабости. У Стоуна она вот такая, а пристрастие это у него еще с самых первых фильмов. Будь то «Platoon» (1986), рассказывающий о войне во Въетнаме и «Born on the Fourth of July» (1989) о жизни после этой войны (Стоун сам там воевал, так что сказать ему есть что). В «Wall Street» (1987) и «The Doors» (1991) Оливер Стоун наглядно демонстрирует, что такое власть и деньги, ответственность и наоборот ее отсутствие, популярность и востребованность, а так же что делают с человеком эти компоненты, если они в изобилии для него открыты.

«JFK» (1991) и «Nixon» (1995) – фильмы сугубо политические, раскрытые, конечно, не без выворачивания жанра наизнанку. В первом речь идет о расследовании убийства Джона Кеннеди, во втором о таком противоречивом президенте США, как Ричард Никсон.

«Natural Born Killers» (1994), снятый по сценарию Квентина Тарантино, который в свою очередь всячески отплевывается от своего участия в проекте, ведет повествование о парочке влюбленных, колесящей по Америке и убивающей все встречных. На лицо типичная гангстерская история в духе Бонни и Клайд, но это только на поверхности. Если копнуть чуть-чуть глубже, то этот фильм разносит в пух и прах телевидение, выставляя его, как один из факторов, способствующих деградации всего человечества. Да и не только ТВ, но и шоубизнес, и масс-медиа, грань между которыми трудно определима.

Банально будет сказано, но и «Any Given Sunday» (1999) - это не фильм об американском футболе, а о том, как этот футбол влияет на жизни людей, каким-либо образом с ним связанных. И снова тема денег, популярности, обрушивающейся внезапно и в больших количествах, человеческих отношений, фальшивой дружбы, мимолетных связей, да и всех семи грехов играют здесь не последнюю роль. Обо всем этом Стоун говорил много раз, и не забыл рассказать вновь, только на этот раз, применив по отношению к популярному виду спорта.

Режиссерский прием Оливера Стоуна - это своеобразная репортажность происходящих на экране событий, при том неважно, фильм ли это о войне, или о повседневной жизни брокеров с Уолт Стрит. И уж понятно, что подобная техника идеально ляжет на фильм о спорте. Резкие наплывы, рваный монтаж и клиповость сцен с игрой превращают из заурядного очередного фильма об американском футболе, правил которого нам так и не дали понять, в достойное глаз зрелище. Да такое, что даже возможно получить удовольствие от созерцания игры. А гармоничные актерские работы Аль Пачино, Камерон Диаз и еще малоизвестного тогда Джэйми Фокса только добавляют этому зрелищу приятный вкус.

Сам Оливер Стоун похоже с любовью относится к национальному достоянию Америки, иначе сравнивать американский футбол с древнеримскими гладиаторскими боями, нарезанными из картины «Бен Гур», он бы не стал. Хотя эта любовь не затмевает ему глаз, и Стоун тонко чувствует ситуацию, понимая, что если, например, мэр города говорит перед сливками общества штата Майами о здоровом образе жизни команды «Sharks», с которой нужно брать пример, то в это время команда в туалете вместе с проститутками нюхает кокаин на бачке унитаза. Но теперь о сюжете.

Каждое воскресенье у команды «Sharks» есть два варианта: проиграть и тем самым со временем вылететь из профессионального футбола, или выиграть, что принесет и успех с деньгами, и душевное удовлетворение, и мирное существование с близкими. Но «Sharks» вот уже неделю за неделей проигрывают. Да еще в одночасье, потеряв двух квотербэков, среди которых легенда футбола, самый сильный и старый член команды, Джэк Руни (Дэннис Куэйд). Но на смену им пришел второй запасной квотербэк Вилли Бимен (Джэми Фокс), которому до этого не доверяли играть в крупных матчах, тем более капитаном команды. Новичок, не выдерживая ответственности и лавр, упавших ему на голову, пускается во все тяжкие, кроме этого во время игр не выполняя ни требований тренера Тони Д’Амато (Аль Пачино), ни советов команды.

Но, как известно, неприятности по одиночке не приходят. Главный менеджер команды «Sharks» (Кэмерон Диаз), молодая стервозная львица и по совместительству дочка умевшего лучшего друга Д’Амато подумывает о продаже команды ради собственной выгоды. Ко всему прочему не за горами финальная игра, допуск к которой еще нужно заслужить.

На фоне этого сюжета вырисовывается чисто тургеневский конфликт отцов и детей, проявляющийся между молодым и нахальным Вилли Бименом и его капитаном Тони Д’Амато, которые не то что не пытаются понять друг друга в разговоре за ужином, но даже не думают что-либо предпринять в нужном направлении. Ведь для одного прошлое - это все что он имеет, а для другого - лишь картинки на стене, на которые ему по большому счету наплевать. Но это все подано тонко и ненавязчиво, так что можно и не заменить, увлекшись в это время кадрами из «Бен Гура».


Вообще к работам Стоуна до сотворения им «Alexander» и «World Trade Center» сложно придраться. Он очень четко чувствовал ту грань, где его фильм смотрится с интересом и сопереживанием, даже не взирая на более двухчасовой хронометраж, а где откровенно провисает. «Any Given Sunday» еще попадает в категорию фильмов старого Оливера, режиссера, любящего правду-матушку, которой он «напичкивал» каждый свой кадр. А сейчас, как ни грустно, но обличитель спекся, ибо размусоливать три часа гомосексуальные наклонности Александра Македонского, по меньшей мере глупо, если вообще не патология. А сделать занудной историю о 11 сентября, которая не вызывает никакого сопереживания жертвам трагедии, некорректно по отношению ко всему человечеству. Хотя на специальном просмотре для двух полицейских и их семей, о которых и было кино, зрители сказали, что довольны воспроизведенной Стоуном действительностью. Но, может, это было лишь проявлением уважения к мэтру, к тому, что он не побоялся взяться за столь хрупкую и опасную тему, которая коснулась их жизней и судьбы всего мира..

Что ждать от новых встреч с Оливером Стоуном - неизвестно, однако старые его киноленты никого разочаровать не должны, и, надеюсь, не будут.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments