desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

"Два в одном"/Кира Муратова

Слишком человеческая комедия

Кинематограф — жестокая профессия, подтверждением чему - немало режиссерских биографий ; обычно талант воплощается по нисходящей, от поразительного или просто качественного дебюта до потери эффекта новизны, самоповторов и прижизненного забвения. Кира Муратова — из очень и очень немногих, кого этот сюжет миновал.

В своем ремесле, которое так или иначе является частью регулярного производства, ей удается быть в лучшем смысле непредсказуемой, что особенно верно для картин Муратовой последнего десятилетия. Новая лента «Два в одном» (созданная по пьесе Евгения Голубенко о рабочих сцены «Монтировщики» и рассказу Ренаты Литвиновой «Женщина жизни») является такой неожиданностью даже после радикальных «Чеховских мотивов» и авантюрно-иронического «Настройщика». Первое впечатление — после упомянутых черно-белых лент режиссер дает себе волю в работе с цветом, поэтому получаешь почти гедонистическое наслаждение от того, как она это делает: цвет представляет собой что-то наподобие особой визуальной энергии, которая, с одной стороны, подчеркивает условность происходящего, а с другой — «заряжает» кадр. Также Муратова замыкает весь фильм в рамках павильона, точнее — театра (в первой части) и музея (во второй), натурных съемок очень мало. Это позволяет создать очень богатое деталями, насыщенное пространство, которое еще можно назвать барочным. Операторская работа (неизменный Владимир Панков), соответственно, также богата вариациями — от интимных крупных планов до плавных «полетов» камеры на кране. То же самое и со звуковой дорожкой, которая организована по сложной партитуре: диалоги, пение, шумы, музыка сплетаются в своеобразную симфонию, которая вторит страстям героев.

Ведь барокко — это сфера сильнейших чувств, пропущенных через призму театральности. Первая история ограничивается стенами театра, вторая также начинается на подмостках, в ней появляются герои, предметы, элементы декораций из первой, однако и там, и там эмоции бьют через край, а герои, даже эпизодические, постоянно лицедействуют, играют друг перед другом заранее определенные роли. Это сплошной театр в театре, в котором эксцентричность, чрезмерность, странный поступок является правилом, а не исключением. Поэтому и не удивляют ни артист, повешенный на декорациях в костюме короля; ни декоратор Витя (Александр Баширов), который в первом же своем появлении передразнивает монолог из «Гамлета»; ни персонаж Богдана Ступки (Андрей Андреевич в «Женщине жизни»), одержимый эротоман, готовый даже на инцест; ни дочь Андрея — Маша (Наталья Бузько), которая, спасаясь от отца, в напряженный момент начинает читать вслух стихи из книжки, случайно попавшейся на глаза.

Разумеется, от исполнителей требуется работа с двойной нагрузкой. В «Монтировщиках» нет протагониста, это своего рода хор характеров или даже масок, однако на первый план выходит самая яркая из них — герой Баширова, мелкий бес, смешной и страшноватый одновременно. А во второй части Муратова применила прием, отработанный еще в «Настройщике» — столкнула старую актерскую школу (Ступка) с новым поколением (Литвинова и Бузько). И если работа двух последних была более или менее предсказуема — хотя эти роли, безусловно, можно зачислить к их экранным достижениям, — то Ступка впервые работал с режиссером, настолько новым для него. Муратова нашла подход к патриарху — дала ему играть вволю, сполна использовала его собственные штампы, которые всегда нарастают плотным слоем на актерском даровании любого уровня. Заметно, насколько полезным оказалось для него это раскрепощение. В первой части Богдан Сильвестрович как раз и исполняет некоего Актера Актерыча, всем и всеми недовольного, а во второй — настоящего демона искушения, даже в преклонные годы настолько переполненного жизненной силой, что каждый его жест экстраординарен. Он здесь единственная, пусть противоречивая, личность, единственный человек, способный на любовь в высшем смысле — потому что и то, что он делает, в конце концов оказывается его способом любить. Именно поэтому коллизия фильма приобретает несколько смягченную, но все равно драматическую развязку — потому что насколько интересен и искренен в своей несдержанности Андрей Андреевич, настолько вульгарна и мелка найденная им «женщина жизни» Алиса—Литвинова.

Но по-другому, по-видимому, не могло быть. Потому что «Два в одном» — это хотя и комедия, но сделанная Муратовой, то есть слишком человеческая комедия. И весело, и грустно... И незабываемо.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments