zlo_zlo (zlo_zlo) wrote in drugoe_kino,
zlo_zlo
zlo_zlo
drugoe_kino

  • Music:

МЕДЕЯ (1986 г.) Ларс фон Триер

Когда тебя предают. Когда ты отвегнут и оставлен. Отвергнут ради другого. Ради лучшего. Когда тебя объективировали в схему сравнения. Когда ты нивелирован до своих акциденций, качеств и свойств, от ярости тебе не вздохнуть. Обида и злоба черным огнем сжигают тебя изнутри, спазмом сжимают легкие, метастазими проникают в каждую клетку тела, леденят до окаменения.
Только прохладные объятия прилива, равнодушной стихии отрезвят и позволят взохнуть. И тогда - вонзить пальцы в песок и сжать кулаки - крик не вырвется. Затянутая в черное фигура, распластаная в набегающих волнах закружится заполняя собой все пространство экрана, потому, что отныне весь мир сжался до пространства одной личности - женщины, носящей под сердцем всю боль мира.
Так начинается Медея Ларса фон Триера. За что всегда любил Триера, так это за его театральную режиссуру.
Действие происходитв пустом, условном пространстве, которое может в равной степени быть побережъем как Эгейского, так и Северного морей. Эти пустоши, длинные кадры и минимум диалогов - как отсылка к П.Пазолини и его "Эдипу-царю".
Театральность Триера, это не "правда жизни" Станиславского, а скорее условность и биомеханика Мейерхольда, жесты, позы, психофизика. Однако в эту условность встроена вся "правда жизни", которая почти вырывается из оков символа. Это, наверное, можно обозначить как внутреннюю энергию актера, эмоцию в которой он пребывает, но которая пленена символом и им же порождена.
Театральность проявляется и в игре с пространством кадра - Медея готовит яд, а на заднем фоне из стены проступают крупным планом лица ее спящих детей, которые делаются все явственней и четче. Или же, когда речь идет о непонимании и ортогональности персонажей они существуют в разных пространствах - Медея стоит на коленях перед Ясоном, но Ясон - это кадр на фоне которого снята Медея. Или - один из самых сильных моментов - Медея по песку тащит полог со спящими детьми, а за ее спиной фоном - предсмертные муки царя Креона и его дочери Главки.
Ветер, заносящий песком следы Ясона (а он несет уже страшный подарок своей молодой жене) - Кронос пожирающий любые события и со-бытия
Еще один яркий символ - обезумевшая от боли лошадь, "взбесившись, злая кобыла, \мчится и падает в море\ и море ее могила" (Лорка). Лошадь - символ богини Гекаты, покровительницы Медеи, а безумие от яда - аллюзия на Эриний, богинь мщения, лишающих разума.
==
Сюжет трагедии несколько отступает от классики. У меня общее ощущение от фильма, что это человеческая трагедия. Трагедия матери-детоубийцы и брошенной женщины. Тогда как у Еврипида, это сверх-человеческая трагедия попранной чести дочери царя. Муки принцессы, ставшей во имя Ясона предательнецей своей земли. Убийство детей у Еврипида, это способ восстановления справедливости, это лишение Ясона-правителя его наследников, а у Триера это способ уничтожения Ясона-мужчины, некий вариант кастрации.
Признаюсь, я очень ждал момента, когда Медея умертвит детей на глазах у их отца, однако этого не произошло. Но это было компенсировано моментом, когда, в пространство человеческих страданий вступает космическая сила Судьбы.
"Я знаю, что с нами будет" - говорит старший сын Медеи, а потом сам протягивает матери веревку - "Мама, помоги мне". Совершенно безумный, великолепный кадр - Медея смотрит в лицо своего младшего сына, задыхающегося в петле..
==
Этот фильм, как я думаю, знаменует "антропологический поворот" современного мышления. Поворот к личности как индивидуальности. Трагедия статуса (Еврипид) превращается в трагедию личности (Триер и Дрейер).
Естественно, что статус (дочь царя Медея) мыслится не как сейчас, в качестве определенной социальной позиции, но как Эйдос общего Фюзиса-Логоса, а, следовательно, Космоса. Медея принадлежит этому Космосу, когда же порядок нарушен, тогда - несправедливость, требующая возмездия. Причем, Космос-Логос - это не отвлеченный мета-физический порядок, но Живое Вегетативное Священное.
Современное Трансцендентное Священное, выродившеесы в институты, не интересует Триера и ему остается пространство человеческого: Ясона-мужчины, которого не пускают на ложе молодой жены и Медеи-женщины отвергнутой из-за увядания тела. Только два символа свидетельствуют о том, что мифопоэтическое начало еще пробивается в современное мышление: дети Медеи и море. Морем фильм начинается - вздымающиеся волны, морем и заканчивается. Море - это Логос, определяющий возможность любого Эйдоса и, одновременно, проявляемый самим Эйдосом. Когда же эта двойственная связь нарушена, и на первый план выступает Эйдос, как инаковость и различие, тогда нам явлено страдание.
Страдание - это плата за нашу индивидуальность, возведенную в абсолют.
===
Зло это целиком человеческая категория и человеческая реальность. Нет никакого абсолютного и универсального зла. Зло и страдание возможны лишь в отношении конкретной индивидуальности. В этом случае показательны первые кадры фильма: Море-Логос, безотносительная живая универсальность - дает возможность скованной злобой Медее вздохнуть, но ее неправедное отделение от универсальности, ее затворничество в собственной обиде и возведение своей боли в абсолют - ведет к трагедии. Медея не может совладать со своей болью, похоронить ее внутри себя, и перекладывает ее на плечи других - Ясона, детей, Креона, Главки..
Страдание и зло возникает только в пространстве личностной со-отнесенности, когда мы мним себя уникальными сущностями и защищаем свою индивидуальность от посягательств объективации со стороны Другого.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments