balllerinka (balllerinka) wrote in drugoe_kino,
balllerinka
balllerinka
drugoe_kino

Categories:

"Тени забытых предков" С. Параджанов (СССР, Украина, 1964 г.)

     Столько слышала об этом фильме и, наконец, посмотрела. Немного фактов.
     Фильм получил кучу наград (Государственную премию Украинской ССР имени Тараса Шевченко (1991); премию Британской киноакадемии (1966); кубок МКФ в Риме (1965); вторую премию за лучшую постановку и специальную премию МКФ в Мардель-Плато, Аргентина (1965); "Золотую медаль" МКФ в Салониках (1966).
      Это один из самых известных в мире советских фильмов. Снят по мотивам произведения классика украинской литературы Михаила Коцюбинского. Сюжет, на первый взгляд, прост до нельзя. Все происходит в Карпатах, молодые гуцул и гуцулка любят друг друга с детства, хотя их семьи враждуют, как на Корсике. Юноша отправляется на заработки, а возлюбленная в это время случайно погибает в стремнине горной реки. Смерть потрясает героя, все попытки забыть об утрате, завести семью оказываются тщетными, и он в конце концов умирает от порчи, которую навел местный колдун - любовник его жены.
       Как по мне, невозможно адекватно воспринять фильм без знания исходного материала, то есть книги, потому что вся соль именно в том, в чем отличие взгляда Параджанова и стилистики Коцюбинского. Все-таки от книги осталось мало, не говорю даже о сюжетных неточностях. Для меня главное в произведении Коцюбинского - это его импрессионистическая манера, сам живописный язык. Плюс, конечно же, стержень, на который нанизаны все события, - это те самые, вынесенные в название, Тени предков. Ведь писателя потряс именно совершенно ирреальный мир, в котором даже в начале 20 века еще жили карпатские гуцулы, жизнь которых была тесно переплетена с мистическими явлениями, что и обьясняет невероятное колличество всевозможных обрядов, ритуалов, традиций, введенных автором в канву текста. Этнографизм книги был совершенно оправдан и не являлся самоцелью. А вот Параджанов, который все же смотрел на гуцульский народ извне, как на абсолютную экзотику, старается просто до мельчайших подробностей запечатлеть весь этот фольклор, то есть получается это несколько технично. Странно, что все актеры выглядят как цыгане какие-то, с загаром явно переборщили)). Оч здоровское музыкальное сопровождение, то есть со звуковым фоном режиссер попал в точку! Операторская работа тоже, безусловно, заслуживает восхищения. Представляю, какой это был арт-хаус для 60-х годов. Художественное решение смерти главного героя - вообще чистый авангард!
      Все-таки я бы говорила про фильм, как исключительно творение Параджанова, потому что от импрессионизма Коцюбинского не осталось и следа, и тогда это действительно шедевр. Если же рассматривать кино как экранизацию, не сказала бы, что блестяще. Думаю, это закономерно, гений не может пересказывать другого гения, и максимально точный экранизации, мне кажется, требуют пожертвовать собственной режиссерской индивидуальностью. А это не про Параджанова!
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments