1_charlemagne (1_charlemagne) wrote in drugoe_kino,
1_charlemagne
1_charlemagne
drugoe_kino

Category:

Клэрисс М. Старлинг ищет Бога. "Молчание ягнят" Джонатана Демме. 1991г.

 В фильме "Молчание ягнят", в самом начале, в сцене где показана тренировка Клариссы Старлинг, ясно виден столб с пятью табличками. На четырёх из них написано по одному слову. 
      На первой - "HURT" (англ.) - а) беда, несчастье, удар судьбы, б) вред, убыток, урон, ущерб; повреждение, в) телесное повреждение, ушиб, рана, травма, увечье, г) обида; страдание; душевная боль.
     На второй -  "AGONY"(англ.) -  1) мука, мучение, страдание (душевное или физическое), 2) тж. agonies агония, предсмертное состояние, 3) внезапные или сильные эмоции, 4) противостояние, преодоление.
     На третьей - "PAIN" (англ.) - 1) боль, 2) перен. душевная боль; горе, несчастье, огорчение, страдание.
     На четвёртой, через тире "LOVE - IT", что с английского переводится, как "ЛЮБОВЬ" и "ОНО".
     И, наконец, пятая, заржавевшая, малозаметная, 
а потому часто пропускаемая даже переводчиками при дубляже, - "PRIDE" -  гордость; чувство гордости.
    Меня это столб всегда интересовал (уж больно яркая деталь), тем паче, что в литературном источнике он отсутствовал. Где-то уже читал о том, что всё это психоаналитические термины, по крайней мере, в случае с "ОНО" сомневаться не приходится. Пересмотрев фильм недавно, понял, что эти таблички - своеобразные вехи истории главной героини ( и не только). ТРАВМА/УЩЕРБ - СТРАДАНИЕ - БОЛЬ - ЛЮБОВЬ - ОНО(БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ) - ГОРДОСТЬ. Либо ДУШЕВНАЯ БОЛЬ - ПРЕОДАЛЕНИЕ - СТРАДАНИЕ - ЛЮБОВЬ - ОНО - ГОРДОСТЬ. К своему удовлетворению отметил, что, как и фабула в любимом мною фильме "Широко закрытые глаза", данная логическая цепочка из "Молчании ягнят" накладывается на  сказочную модель Я.Проппа.  Отлучка старшего из дома (смерть отца),  ущерб в связи с отлучкой (неудачная попытка спасти весенних ягнят на ранчо), встреча с дарителем (с Ганнибалом Лектором), попадание в Тридевятое царство ( поиски Буффало Билла), змееборчество (эпизод в доме Буффало Билла), возвращение домой (развязка и финал). Однако американцы сразу лезут в драку, поэтому экспозиция в фильме минимальна, и картина почти сразу начинается с завязки (т.е с встречи с дарителем). Экспозиционные же элементы "крошатся" на протяжении всей ленты:  приблизительно на сороковой минуте мы узнаём о смерти отца Клариссы, и только за двадцать минут до окончания о случае на ранчо в Монтане. Со всеми элементами всё более менее понятно: даже на "заржавевшую" ГОРДОСТЬ, ясно указывает в конце фраза Джека Кроуфорда Клариссе о том, что : "Ваш отец мог бы гордиться вами!". А вот как быть с ЛЮБОВЬЮ? Тем более, что одно из значений этого слова в английском церковном языке - БОГ.
   Совершенно очевидно, что Харрис ( а за ним и сценарист Тед Талли) использовал в своей истории фаустианский мотив, а так же мотив "Красавицы и чудовища"...  В последний раз я смотрел фильм без русского дубляжа, что неожиданно позволило сконцентрироваться на его визуальном решении (английский я знаю относительно) и деталях. Вот, что совершенно становится очевидным после такого "спецпросмотра", так это откровенная инфернальность образа Лектера. Перед нами не просто психопат, перед нами персонифицированное Зло. В этом смысле можно сказать, что Лектер не является антагонистом главной героини. Антагонистом Клариссы является Буффало Билл, жизненный путь которого тоже укладывается  в цепь табличек из леса в Квонтико: ТРАВМА/УЩЕРБ - СТРАДАНИЕ - БОЛЬ - ЛЮБОВЬ - ОНО(БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ) - ГОРДОСТЬ. Английское "PRIDE" переводится одновременно и как "ГОРДОСТЬ", и как "высшая степень; кульминация; расцвет". Помните, как Лектер описывал Старлинг метафору бабочки, этот императив злополучного Джеймса Ганна: "Гусеница превращается в куколку, а из куколки вырывается Красота". Джеймс Ганн - это теневая сторона главной героини, их жизнь подчинена одному и тому же алгоритму, они пациенты одного и того же сеанса психоанализа, которым является весь этот кошмарный фильм. Разница лишь в том, что один несёт смерть, а другая жизнь, один обретёт смерть, а другая получит излечение. Буффало Билл - ЭТО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ отважной фэбээровки.
    Клэрисс Старлинг потеряла своего отца и, в последствии, попыталась бессознательно обрести его снова. На протяжении фильма на роль этих новых "родителей" претендуют двое - доктор Ганнибал Лектер и её начальник Джек Кроуфорд. Они в системе фильма представляют собой два противоположных полюса - светлое и тёмное начало. Лектер невысокого мнения о Кроуфорде, но всё равно покупается на его "наживку" в виде "неоперившейся" Клариссы ("Старлинг" , кстати переводится с английского, как "скворец"). В Мемфисе Лектер наносит ответный удар. Эти двое - настоящие антагонисты. Любопытны и их отношения с Клэрисс - это подспудное влечение, симпатия выраженная лишь едва заметной улыбкой или касанием. Один из самых запоминающихся моментов - это касание Лектером пальцев героини Джоди Фостер в Мемфисе. В этом едва заметном знаке прощания чувственности гораздо больше, чем в куртуазном отрубании кисти в "Ганнибале". В конце "Молчания ягнят" Джек Кроуфорд крепко пожимает маленькую руку Старлинг. И то и другое снято крупным планом, режиссёр акцентирует на этом внимание. Не совсем понятно кто же из них в конце одержал победу: формально Кроуфорд, но ведь и Ганнибал Лектер навсегда теперь входит в жизнь Клэрисс. Противоречия здесь нет, ведь Лектер и Кроуфорд - это Дьявол и Бог, две неразрывно соединённые друг с другом сущности. Ситема их отношений в фильме, через "Фауста" Гёте - есть проекция возможных отношений Добра и Зла в этом мире (" Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"). Для меня в этом случае интересно другое: поскольку, согласно пророку Иезекиилю, Дьявол был создан ангелом в чине херувима, является ли он трансцендентной сущностью? Возможно ли применение к нему антиномического метода ("И НЕ-БЛАГО и БЛАГО")? И если, да, то осознаёт ли Дьявол самого себя ( Эриугена ,заостривший до предела выводы Псевдо-Дионисия, как известно, отрицал подобную возможность у Бога) В этом смысле показательно, что в знаменитой сцене первой встречи Клариссы с Лектером, девушка обескураженная его словами о своём прошлом, пытается задеть дьявола: "Отлично, доктор. Вы прекрасно разбираетесь в людях. А вот что будет если вы попытаетесь взглянуть внутрь себя? Что вы там увидите?  Вы ужаснётесь?"  Герой Хопкинса не ответил на этот вопрос. Далее последовала, ставшая крылатой, фраза о "Кьянти" и печени психиатора с красной фасолью.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Community