Kabal (kabal_51) wrote in drugoe_kino,
Kabal
kabal_51
drugoe_kino

Category:

Кирпич (Brick)


Кирпич

Brick

2005, 106 мин.
РЕЖИССЕР: Райан Джонсон
В РОЛЯХ: Джозеф Гордон-Левитт, Нора Цехетнер, Лукас Хаас

Detective story

Где-то на окраине города возле трупа белокурой красавицы сидит на корточках, главный герой фильма, Брендан: в очочках ботаника, а на ногах потертые коричневые ботинки. Деликатность ситуации придает момент, что через минуту кадр сменится, и мы увидим недалекое прошлое, в котором  Брендан в телефонной будке и успокаивает еще живую Эмили. Из разговора ему удается понять, что Эмили чем-то обеспокоена, ее ситуация дала трещину и вышла из-под контроля, она нуждается в защите, да и что там, ее подставили: Пин в ярости из-за кирпича, Фриско облажался, а Таг… Невыносимая легкость бытия нарушается.

                 

Есть на свете такие фильмы, которые чем сложнее – тем интереснее. В «Кирпиче»  все будет очень сложно. Начнем с того, что такое Brick? Кирпич – это такие крупные брикеты наркотиков, прессованные в форме кирпича или советского пломбира за 48 копеек. И первая половина фильма представляют собой череду всяких загадок, построенных исключительно на непонятных разговорах. Для фильма был придуман даже специальный молодежный слэнг. Уж настолько я не знаю английский, но обманывающих слов там полно: fits, tug, poor frisco, pin и т.д. Ясное дело, что данный аспект является переломным и скрыт паутиной авторского замысла, а русский перевод, конечно же, сделан с упущением этой «фишки».


Однако самое загадочное – что позволило многим сравнить дебютную работу Райана Джонсона с шедевром Линча «Твин Пикс» – заключается в том, что на Брендане не нанизаны все события. Наоборот, всё развиваются вокруг него. Каждый персонаж что-то говорит, но недоговаривает, а сам герой мало, что понимает в происходящем, но не отступает назад. Таким образом, Брендан в поисках убийцы своей девушки опускается на дно тихого городка. Далее, предлагаю несколько вариантов анализа.

Вариант первый - нео-нуар. Общая конструкция этого модного кинонаправления заключается в подражании картинам 1920-1950-х годов, суть – главный герой нуара начинает ворошить прошлое, выворачивая неудобную правду наизнанку; его окружают пожившие, матерые частные детективы, братья блюз, мафиозные боссы и female fatale. Он всегда ходит в шляпе, курит в кадре, как паровоз, а его мысли сопровождаются закадровым хрипловатым голосом.

                            

Сюжетный же капкан «Кирпича» строится на том, что типичные персонажи нуара в этом фильме отнюдь нетипичного вида. К примеру. Печальный калека злодей (на лицо – реальный додик) в черном плаще с тростью с набалдашником в форме утки – оплот всего злодейского нуара - странно, не правда ли? Забегая вперед, скажу, что король местной наркомафии предпочитает разрезать кирпичи на мелкие дозы, не выходя из дома, прямо под носом у мамы. Доброжелательная же мама, делая вид, что не видит, какие процессы происходят в доме, всегда угощает гостей (пленников) яблочным соком и молоком с кукурузными хлопьями. Многие задались вопросом - какой же это на фик нуар? Отсюда и вытекает…

Второй вариант обещанного анализа. Назовем его – «срез молодого поколения Pepsi». Начало новой волны, интереснейшее время - старое еще не совсем забыто, а новое уже крепко бьет под зад. Ну, вы понимаете - разгул  братств для избранных, студенческие волнения, разделение на лузеров и школьную элиту и километровые очереди к местному Тейлору из одинаково одетых новичков. Джонсон в своем фильме подчеркивает тот аспект, что тинейджеры отданы сами себе, а родителям в свою очередь попросту некого заниматься своими отпрысками, им легче предложить стакан апельсинового сока, показав детям, что они, мол не безразличны, нежели поинтересоваться: где они, с кем, и в какой компании. Такие местами проскальзывающие моменты создают заметный диссонанс - но признаться честно, до зубастой сатиры Chumscrubber этому фильму все-таки далековато.

На мой взгляд, неправильным является буквальное восприятие происходящего. Перед нами – новая сюжетная модель нуара, наполненная аллегориями и гиперболами, с более доступным интерфейсом «без копов и прочей мути». Один револьвер как шах и мат, черные плащи и белые футболки как шахматная фигуры и футбольное поле, как шахматная доска, которое показывают за весь фильм, наверное, раза 3 или 4 - там все началось, там все и закончиться. В целом, классический образчик крутого кино со своей атмосферой и великолепной игрой Джозефа Гордона-Левитта.


P.S. Картина получила на фестивале «Санденс» специальный приз жюри за оригинальный взгляд.

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments