g100 (g100) wrote in drugoe_kino,
g100
g100
drugoe_kino

Дэвид Линч. Внутренняя империя



Моя мама сошла бы с ума. Это первое, что можно сказать о новом фильме Дэвида Линча "Внутренняя империя". Главная героиня, Никки, получает роль в фильме, о которой она давно мечтала. Но сразу после этого Никки и ее напарника, Дэвона, предупреждают, что придется иметь дело с необычным фильмом, с фильмом, в котором есть нечто помимо его самого. Фильм был проклят и продюсер предупреждает Никки, что предыдущая попытка снять фильм по этому сценарию была приостановлена, поскольку оба героя были загадочным образом убиты. Проклятие фильма в том, что он содержит некий травматический избыток реального, который вырывается наружу как только мы начинаем следовать формальной логике сценария. Но что это за реальное?

Последовательность простая. Мы начинаем актерскую игру в соответствии с текстом сценария, следуя формальной процедуре, которую предписывает написанный сюжет. Погружаясь в эту игру, мы узнаем в ней собственную жизненную ситуацию или, что менее интересно, мы переживаем ее как собственную. В этот момент становится ясно, что строгое следование формальному указанию сценария на определенном этапе выведет нас в пространство собственной неуправляемой фантазии под руководством желания. Желание молчаливо подсказывает Никки изменить мужу и переспать с Дэвоном, что, в сущности, и представляет собой содержание сюжета, зафиксированного в тексте. Но, что важнее, это и есть "реальное" Никки, "реальное" ее поведения, то, что соответствует американскому выражению "to discover your inner bitch".

Линч называет это "отражением", понимаемое, конечно, не как отражение в зеркале, а как буквальная противоположность привычному образу, формальной реализации себя в повседневности. Вспомним притчу, которую рассказывает таинственная соседка Никки в самом начале фильма: маленький мальчик вышел из дома и в этот момент в доме родилось злое отражение, которое начинает преследовать мальчика. Отражение - это зло, причем чтобы "создать" его, нужно покинуть дом. Но что это за дом?

Опять же, недоброжелательная соседка в конце беседы с Никки указывает пальцем на диван, утверждая, что та будет находиться там на следующий день. Никки поворачивает голову и видит там саму себя, радующуюся полученной роли. В некотором смысле, в ситуации, когда мы вдруг резко оглядываемся, оборачиваемся, мы утрачиваем самих себя в реальности, в которой находились до этого. Это точка, в которой происходит обрыв связи с тем, что для нас привычно, с тем, что Лакан называет "символическим порядком". В это самое мгновение реальное высвобождается и хлещет, спутывая время и пространство.

Тот же эффект достигается, когда мы просто смотрим или подсматриваем за чем-либо через отверстие. В фильме есть момент, когда Никки, блуждая по декорациям, открывает одну из комнат и видит там около десятка симпатичных девушек, которых объединяет то, что все они спали с партнером Никки - Дэвоном. Они предлагают Никки узнать, что случилось "на самом деле" и та, через время прожигает отверстие в одежде и заглядывает через него. В этот момент начинается путешествие в "реальное" Никки: мы видим ее на исповеди светооператору грязной, ободранной, рассказывающей непристойности, темные моменты жизни и т.д. Там же мы обнаруживаем ее на улице в ораве проституток: она гримасничает и объявляет, что она сама шлюха. Реальное здесь, в нем и заключается проклятие фильма, текст сценария - только ключ к обнаружению себя в своем реальном.

Линч подсказывает совершенно политическое решение проблемы глубокого погружения и всех сопутствующих ужасов, что преследуют Никки - возвращение и строгое соблюдение формальной установки сценария. Мы видим, что в ситуациях, когда невозможно различить игру и реальность, что-то должно подтвердить, что это просто игра, чей-то текст, на помощь должен придти сценарий: Никки звонит по телефону продюсеру, но попадает в комнату "47", комнату, которая помещает по ту сторону экрана.

Другой сюжет тоже связан с отражением. Нам знаком старый добрый трюк в кино, когда некто или мы сами смотрим в зеркало и не узнаем там самих себя. Например, мы видим там ужасного монстра или нечто подобное; иными словами, мы не узнаем свое отражение, своего "другого". Линч диаметрально переворачивает этот подход. Что если мы посмотрим в зеркало, но сам "другой" не узнает нас? Во внутренней империи тот, к кому мы обращаемся нас не замечает сплошь и рядом, игнорирует или не узнает. В постели с Дэвоном Никки кричит "Дэвон, это я, посмотри на меня, ты, ублюдок!", но тот молчит, не узнает ее; в свою очередь, на исповеди светооператор соверешенно безразличен к Никки и со скучным лицом хранит тишину. Посмотрите, - говорит Никки в разных ситуациях по ходу фильма,- и скажите, видели ли вы меня раньше? Неузнавание другим, его неспособность припомнить нас и назвать - центральный мотив дальнейшего погружения в реальное.

Интересно, как Линч фрагментирует фильм, достигает эффекта коррозии "символического". Мы видим героев, но они ведут себя как-то особенно: сначала камера задерживается на ком-то, тот произносит текст, и камера продолжает его наблюдать. Потом камера переезжает, мы видим другого персонажа, он молчит, потом произносит свою часть текста, снова молчит и так далее. Урок простой: повседневная реальность, общение разрушаются, когда каждый говорит, как бы произнося свою часть сценария. Когда, например, фотограф просит нас "быть самими собой", т.е. следовать тому, чем мы "формально" являемся, реальность разрушается, мы тут же перестаем быть собой, и фотография никогда не удастся.

(ищите в магазинах трехтомную энциклопедию А. Соколова aka g100 "Рефлексия о внутренней империи")
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments