Russell D. Jones (russell_d_jones) wrote in drugoe_kino,
Russell D. Jones
russell_d_jones
drugoe_kino

Капитан Алатристе, 2006


Капитан Алатристе / Alatriste
США, Франция, Испания, 2006
Режиссер: Августин Диас Янес
В ролях: Вигго Мортенсен, Педро Альмагрл, Елена Аная



У хорошего исторического фильма есть один принципиальный недостаток: полностью насладиться им могут лишь люди, имеющие некоторое представление об истории. И чем лучше картина – тем меньше зрителей оценят профессионализм её создателей – и тем больше будет скучных, непонятных или на первый взгляд попросту глупых поворотов сюжета.
Между тем костюмированные постановки со свежей моралью, приправленной надуманным «местным колоритом», не перестают радовать рядового зрителя, который не в состоянии себе представить, чем пахла средневековая знать и как фрейлины французской королевы боролись с блохами. Да и чего можно ожидать от того, кто, к примеру, уверен, что мастерство владения холодным оружием постигается за пару тренировок, а то и вовсе дано от рождения, как способность пускать ветры!.. Схавают и так, главное, чтобы герой был посмазливее, а чтобы не наскучило клацанье шпаг, можно пригласить постановщика трюков из Гонконга.
После пары неудачных опытов начинаешь обходить «историческое кино» стороной: либо политикой пересолят, либо с костюмами напортачат, побреют ноги кому не надо, а то и вовсе ударятся в мелодраматичность и занудство, и всё это ради того, чтобы в финале главгеры наконец-то признались друг другу во взаимной страсти – и так далее, в зависимости от рейтинга…

В самом деле, если повспоминать, то вспомнить хочется только один по-настоящему классный исторический фильм (не считая, разумеется, тех, что посвящены 20-му веку, но это уже совсем другая история).
К этому «избранному» произведению у меня нет никаких претензий. Оно не сказать чтобы переполнено действием и чувствами, но при этом оно какое-то необыкновенно живое и цельное. Каждый персонаж там на своём месте. И поступает сообразно характеру и ситуации. И веришь произнесённым словам, какими пафосными они не были, потому что поступки и действия соответствуют.
Обычно, пересмотрев «Хозяина морей», я вздыхаю, потому что ничего близкого нет, а все прочие претендующие на место в категории остаются претендентами.
Совсем скоро (когда достану нормальный ДВД с субтитрами) место рядом с «Хозяином морей» займёт «Капитан Алатристе». И если кому-то из читающих этот отзыв понравилось первое – вам должно понравиться и второе.


Один весьма поднаторевший в истории товарищ после просмотра спросил меня (впрочем, вопрос был чисто риторический): «Ну, теперь ты понимаешь, что у ацтеков не было никаких шансов против испанцев?»
Трудно, если не невозможно объяснить только на словах, что такое испанская школа фехтования и почему долгое время испанцам не было равных по уровню боевой подготовке и результативности.
Почему – тема вообще замечательная, с таким дуэльным кодексом выбраковка слабаков происходила, надо полагать, в пределах одного поколения. А «как» это происходило… Ну, теперь есть фильм, где всё довольно точно показано. И не только фехтование, кстати.

Но не в фехтовании и стрельбе из мушкетов дело. Не в политических интригах и политической ситуации, хотя эта сюжетная линия передана точно и пугающе узнаваема. Даже романтические эпизоды – не совсем то, что задело по-настоящему, хотя не могу не признать, что это одна из сильнейших сторон фильма.
Лично для меня «Алатристе» стал чем-то вроде опыта погружения во вполне определённую эпоху, когда в закате империи ещё можно разглядеть, какой она была, и уже понятно, что пик развития – позади. Передаётся это не только через детали (коих великое и примечательное множество), но и через отдельные жизни, даже скорее часы из этих жизней, поворотные моменты и решения.
Не буду объяснять идею фильма – она вполне чётко озвучена – или расписывать своё к ней отношение. Отмечу лишь, что Алатристе определённо придётся по душе тем, кто не раз пропускал через себя чувства самурая, вынужденного жить во время, когда никому не нужно благородство, и убивать для тех, кто этого благородства однозначно лишён. Но даже если твой господин ничтожество, это не отменяет преданности и верности своему слову – не так ли?


Можно сказать, что этот фильм объясняет людей Испании XVII века – и людей вообще. Не отменяя их принадлежности конкретному времени и месту. В какой-то момент знакомые типажи перестают быть «масками» – и видишь живых людей, и сопереживешь им настолько, что забываешь и об анализе и о типажах.
Когда веришь в то, что происходит на экране, и твоё доверие сохраняется до конца – это очень редкое и очень ценное ощущение.

А доверять есть чему.
Вот в самом первом эпизоде, во время ночной вылазки во вражеский форт, чтобы не выдать себя, платком затыкают рот, чтобы зубы не стучали от холода – ведь приходится идти по шею в ледяной воде, держа над головой мушкеты и время от времени раздувая тлеющий трут, намотанный на запястье.
Вот встречаются двое наёмных убийц – и без слов понимают, кого каждый из них видит перед собой, и непростой проблемой становится решить, кто первый пройдёт в дверь за человеком, который нанял их, а кто пойдёт вторым.
А когда совершается заговор, умные люди, которые его планирует, не рассказывают пешкам и даже друг другу обо всём плане и своих мыслях по этому поводу.

Будучи бедным мучеником американского подхода «чтобы понял самый тупой зритель в зале», испытываешь незабываемый кайф, оттого что большая часть происходящего в фильме происходит без объяснений, в расчёте на зрительскую догадливость. И даже на образованность. Sapienti sat – принцип, за выполнение которого хочется поблагодарить отдельно.


«Люди не объясняют свои поступки – люди объясняют себя через поступки». Если этот принцип соблюдается – тогда начинаешь понимать героев, ты можешь даже предугадать, как они поступят, но это не та предсказуемость, когда угадываешь очередной штамп. Это больше похоже на предсказуемость человека, которого знаешь много лет.
В «Капитана Алатристе» этот принцип усложняется другим: «Люди меняются – и часто не понимают даже самих себя». Не хочу портить впечатления тем, кто ещё не посмотрел, но отмечу интригу, некую форму борьбы, которая в разных вариациях воспроизводилась в фильма.
Это борьба человека с самим собой, двух половинок его личности, внутренний спор, попытка разрешить противоречие – то особенное состояние, которое заставляет не просто сопереживать героям, но становиться ими.
Борьба между наёмным убийцей и благородным воином, между любящей женщиной – и женщиной разумной, между сыном – и влюблённым. Такое нечасто встречается к фильмах, а вот в жизни – постоянно, что один и тот же человек может быть и хорошим и плохим одновременно, что в одном человеке уживается весьма противоречивые свойства личности.

Но сюжет и актёрская игра – это лишь часть общего впечатления.
В значительной мере порадовала цветовая гамма, компоновка сцен и даже отдельных кадров – влияние Веласкеса и других художниках того периода появилось не только в картинах, оно в оттенках коричневого, в сумрачности, в позах, в глубине.
Я не специалист в живописи, но на многих моментах возникало ощущение «узнавания» классических полотен. А в некоторых эпизодах сама реальность превращалась в историю – и воплощалась на холсте.
Другое узнавание было более ясным и даже родным: «Собака на сене» Лопе де Вега – пьеса, выученная наизусть благодаря старому фильму с Боярским и Тереховой. В «Капитане Алатристе» это не просто «кусочек истории». Не буду спойлерить, но повторюсь, фильм заставил меня иначе взглянуть и на это произведение.


Не хочу перехваливать, хотя очень хочется. Каждый ищет в фильмах что-то своё, и возможно, этот фильм кого-то разочарует.
Например, он может показаться затянутым и даже, возможно, не имеющим единого сюжета. К этому нужно внутренне подготовиться. Потому что это фильм не про подвиг, а про человека, про нескольких людей, а жизнь никогда не выражалась в одном поступке или сюжете. Одно цепляется за другое, что-то кончается, что-то начинается, идёт как идёт, хотя всегда приходится делать выбор.
Возможно, те, кто читал романы, по которым снят «Алатристе», будут недовольны экранизацией.
Возможно те, кто привык воспринимать Вигго Мортенсена как Агронома, тьфу, Арагорна, будут недовольны его усами и общей немытостью физиономии.
Возможно, кому-то не понравится любовь, а кому-то будет мало драк.
Мне вот мало самого фильма – сходить, что ли, ещё раз?..
Subscribe

  • "Всё о Еве" (США, 1950), режиссёр: Джозеф Лео Манкевич

    "All About Eve" В ролях: Бетт Дэвис, Энн Бакстер, Джордж Сэндерс Сценарий: Джозеф Лео Манкевич, Мэри Орр Страница фильма на IMDB Стареющая…

  • Масло Лоренцо

    Старенький трусториевый фильм из тех, где надрывная драма произрастает из редких и фактически неизлечимых болезней человека. Эта правдивая история…

  • Богемская рапсодия

    Уау. Это было..уау. Круто! Сплошная эмоция! Многоликая, счастливая, грустная, трогательная, фантастическая, недостижимая, сказочная….Давно я…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments