3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Category:

"Пора умирать" Кшиштофа Занусси



"Пора умирать" Кшиштофа Занусси - перевод на русский доработанных после первого издания мемуаров великого польского режиссёра. правда из мемуаров не сразу понимаешь, что написал их один лидеров мирового кинематографа - Занусси пишет безо всякого апломба, с самоиронией, откровенностью и в очень доверительной по отношению к читателю манере.

в книге, конечно же, рассказывается о фильмах, которые снял режиссёр - но мемуары Занусси гораздо больше очерка о собственном творчестве: широчайшая панорама жизни кинематографиста в социалистической Польше, его контакты с западным миром и СССР, семья, политика, религия. конечно, польские режиссёры чувствовали себя несравнено свободнее их советских коллег - несмотря на официальное осуждение их фильмы шли в кинотеатрах и делалась лидерами проката. польская политическая система была склонна к лицемерию, однако не устраивала таких жестких репрессий как советская - стараясь всё-таки хотя бы демагогией и лицемерием (как отмечал Тарковский и признаёт сам Занусси, лицемерие - характерная черта католицизма), а не террором завоёвывать авторитет у деятелей искусства, прекрасно понимая, что их творческие достижения влияют на имидж страны. в своей книге Занусси предстаёт перед нами человеком европейской культуры, способным непредвзято относится к окружающим, объективно видеть достоинства и недостатки различных явлений - и всё это написано невероятно увлекательно, с массой вкусных деталей и захватывающих историй вполне в духе Славомира Мрожека. от книги просто не оторваться!

вот некоторые отрывки:

"С младенческих лет я был вынужден слышать, что мужество заключается именно в том, что с каждой дыркой в зубе надлежит идти к стоматологу, и сегодня, прожив на свете более шести десятков лет, я с гордостью ношу все собственные зубы, в которых торчат десятки кропотливо вставленных пломб."

"В конце концов пришло время и моего дебюта. Мне было двадцать девять лет —
по всем кинематографическим канонам самый подходящий возраст, чтобы произнести свое слово с такой важной публичной трибуны, какой в ту пору считалось игровое кино. Я снял "Структуру кристалла", пожалуй, самый искренний из моих фильмов. Это история двух друзей-физиков, один из которых самоустранился от активной жизни и уехал в деревню, где работает на небольшой метеостанции, а другой делает карьеру за границей. Оба взаимно завидуют друг другу: один — зарубежным успехам и активной жизни, другой — чистоте духа, спокойствию и концентрации. Во времена, наступившие после мартовских событий 1968 года, мой фильм был свидетельством угрызений совести тех, кто, желая участвовать в активной жизни, не мог простить себе греха собственного молчания. Я и сам признавался в этом грехе — меня не били дубинками, я не сидел в тюрьме, а снимал свои фильмы на государственной киностудии, поскольку власти на мгновение приоткрыли калитку для молодежи. При этом у меня не было никаких причин для симпатии к тем, кто ушел.
Премьеру "Структуры кристалла" я пережил в кинотеатре "Москва". Я сидел с родными в первом ряду балкона и на протяжении всего сеанса прислушивался к грохоту кресел. По сей день помню, как я боялся, что вот-вот ко мне подойдет киномеханик и спросит, стоит ли показывать фильм до конца, поскольку я остался в зале один… Я думал только об одном — продержаться. Дождаться так называемого утверждения дебюта и, тем самым, права до конца жизни делать фильмы — лучше, хуже, какие смогу. Именно в этом заключался "незабвенный" социалистический этатизм в культуре: у каждого, кто получал диплом и звание режиссера, появлялся патент, позволявший заниматься искусством до самой пенсии. Он мог быть художником удачливым или неудачливым, но никто не мог отобрать у него право заниматься своей профессией — однажды признанное, записанное в удостоверении личности, оно оставалось за ним до самого некролога. Только политический скандал мог изменить это состояние вещей. Получая диплом в шестьдесят девятом году, я был уверен, что и за мной признано это право. Позднее опыт работы на Западе мало-помалу выбил из моей головы иллюзию, что у меня вообще есть какие-либо права. Американская мудрость гласит: "Ты стоишь столько, сколько стоит твой последний фильм". Остальное не в счет. У фильма жизнь мотылька. Человеческая память коротка, и знаменитый режиссер, споткнувшись хотя бы на одном фильме, тут же сталкивается с трудностями, когда начинает искать новую работу."

"Мой отец был "эксплуататором", и в начале пятидесятых годов мне не раз припоминали неправильное классовое происхождение. Но, несмотря на на это, я подсознательно впитал довольно много ошибочных воззрений, в которых только по прошествии лет распознал результаты коммунистического воспитания. Самым опасным из них было то, что демократия слаба по своей природе и неминуемо уступает в конфронтации с диктатурой."

"Точно так же демократия выглядит безоружной по сравнению с прсвещённой диктатурой - необходимость убеждать избирателей, парламентская борьба ведут к растрате сил на то, что одним жестом может решить авторитарная власть. Однако и здесь все наооборот. В этом убеждении и согласованиях рождаются лучшие решения."

"Ни один голливудский фильм не имел шансов сравниться с фантазией и оригинальностью Бергмана и Тарковского. Американская кинопромышленность напоминала молоха, производящего массовые товары, в самый раз для больших универмагов. В европейской культуре было что-то от благородного ремесла, от труда портного или сапожника, которые шьют по мерке и с которыми никогда не сравняется даже лучший продукт массового производства."

"Сьюзен Зонтаг придерживалась крайних левацких позиций и спорила со мной обо всем, прославляя советский строй и проклиная капитализм с таким остервенением,что разумный обмен мнениями становился просто невозможным. При этом она была необыкновенно красноречива и не брезговала прибегать даже к столь низким приёмам, как использование, безусловно, лучшего знания языка. Но в конце концов настал момент истины - Сьюзен опубликовала в "Village Voice" статью, в которой подвергла критике как саму себя, так и строй, который раньше защищала и который, по её мнению, уже давно осознавал, что верит в то, что не соответствует правде, но ему не хватало смелости в этом признаться."

"Я, к примеру, знал, что не могу принимать участие в оккупации кабинета министра культуры и искусства. Характер не позволил бы мне серьёзно отнестись к оккупации, во время которой нам бы пришлось употреблять вазоны вместо ночных горшков, совершая это к тому же совместно с женщинами, ведь в первых рядах поборников свободы была Агнешка Холланд!"
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments