Разочаровательный принц (vbv) wrote in drugoe_kino,
Разочаровательный принц
vbv
drugoe_kino

Category:

Женщина французского лейтенанта (1981)

Сразу оговорюсь: роман "Женщина французского лейтенанта" я не читал, как, впрочем, и другие романы Джона Фаулза, поэтому сравнений фильма с литературным первоисточником не будет. Но сравнений быть и не должно. Ведь "фильм в романе" превращается в "фильм в фильме", а это уже совсем другой коленкор, это, черт возьми, как транспонированная матрица в линейной геометрии. Даже более того: это "роман в фильме в фильме", то есть роман, дважды обестекстенный [обесчещенный], оболганный кеноязыком. Сюжет чрезвычайно прост. Англичане снимают художественный фильм по некоему, вероятно, постмодернисткому роману из жизни Англии 19-го века. Главный герой, аристократ и ученый-дарвинист Чарльз Генри Смитсон намеревается сочетаться браком с дочерью богатого, влиятельного предпринимателя. Дело уже на мази, но на глаза Чарльзу попадается загадочная молодая женщина мисс Вудрафф, которую местные называют за глаза "шлюхой французского лейтенанта". Дескать, был какой-то лейтенант, который соблазнил ее несколько лет назад, и вот теперь она в любую погоду стоит на пирсе и ждет его возвращения. Эта порицаемая всеми женщина становится наваждением Чальза, пока еще неосознанным, смутным объектом желания. Чарльз начинает принимать участие в ее судьбе, отправляет ее в Лондон, снабжает деньгами. В конце концов, он решает на ней жениться. По возвращению из столицы, он сообщает своей невесте Эрнестине, что брак не состоится. Семья Эрнестины в негодовании предпринимает ответные шаги, — и вот уже Чарльз лишается права называть себя джентльменом, он сам становится изгоем светского общества. И тут другой сюрприз: он едет в Лондон к Саре Вудрафф и не находит ее. Она бежала именно в тот момент, когда он пожертвовал ради нее всем.

Между актерами, играющими Сару и Чарльза, завязывается роман. Американская актриса Анна и британский актер Майк. Они оба, так сказать, обременены семьями. Однако, на съемочной площадке и окрест нее царит творческая атмосфера, общая раскованность, поэтому Анна и Майк не стесняются афишировать свою связь — как бы в противовес пуританским традициям старой Англии. Они проявляют даже некоторое высокомерие по отношению к своим героям, однако, перевоплощаются в них с удивительным мастерством — особенно Анна (Мэрил Стрип). Для Джереми Айронса, сыгравшего Чарльза/Майка, фильм "Женщина французского лейтенанта" стал вторым в карьере, и он несколько уступает более опытной Стрип.

Но вот съемки подошли к концу. Остается отснять финал. Майк устраивает пикник в своем саду и приглашает несколько человек из съемочной группы, — в том числе и Анну с ее мужем, приехавшим в Англию. И вот здесь выясняется, что противоставление прошлого века и века нынешнего — некорректно, когда дело касается чувств. "Раскованность" исчезает. Майк, находясь в окружении своей семьи, терзается неопределенностью. Он более слабоволен, чем его экранный герой. Анна тоже не может прийти к какому-либо конкретному решению. Оказывается, что нет особой разницы между 19-м веком и 20-м. Все упирается не в нравы, а в человеческие характеры.

В сцене с пикником прослеживается жирный художественный намек на стирание границ между временами: один из гостей играет прелюдию И.-С.Баха, и на этом звуковом фоне (треке) Анна и Майк мучаются "викторианскими страстями", боясь невольного раскрытия посторонними их слишком "говорящих" взглядов, направленных друг на друга.

А финал "Женщины французского лейтенанта" окончательно стирает границы между прошлым и настоящим, между вымыслом и реальностью. В романе, который переносится на экран, имеется два финала — хороший и плохой. Забавно, что Майк заходит в тупик, когда муж Анны спрашивает, какой именно финал романа будет использован в фильме (известно, что в фильме будет только один финал). У Майка словно переклинивает в мозгу: "Какой роман? Наш роман? Или роман Чарльза и Сары? Или роман этого писателя? Да Бог его знает, чем все эти романы закончатся". Во время банкета, устроенного по случаю окончанию съемок, Майку во что бы то ни стало нужно поговорить с Анной, но их постоянно разъединяют люди, коллеги, друзья — их общество. Заканчивается все тем, что Майк взбегает по лестнице в дом, где был разыгран финал фильма и где его ждет Анна, то есть, фактически он попадает в 19-й век… но Анны там уже нет. Майк слышит звук отъезжающего автомобиля. История повторяется, Анна действительно становится Сарой, а Майк действительно становится Чарльзом, вот только финал уже нашего фильма, то бишь, "Женщины французского лейтенанта", не определён. Из-за такой "вложенности" фильма в фильм, у зрителя появляется сильное, но, разумеется, обманчивое ощущение сопереживания, мы словно видим блеск чистой монеты. Кинематографическая реальность выглядит по-настоящему реальной. "Всё, как в жизни". И если по воле авторов в фильме был использован "хороший" финал, в котором Чарльз воссоединяется с Сарой, то в реальной жизни, за которую мы принимаем "Женщину французского лейтенанта", просто обязан быть "плохой" финал, потому что "такова жизнь". Режиссер Карел Рейш и драматург Гарольд Пинтер с восхитительной убедительностью врут нам, что искусство настолько переплетено с реальностью, что способно взаимодействовать с нею и формировать ее. Между тем, это совсем не так — мы попросту смотрим фильм "Женщина французского лейтенанта" и… предаемся очередным иллюзиям, апеллирующим к нашей собственной, возможно, такой же нереальной, искусственной жизни, кем-то написанной или отснятой на кинопленку. И какая уж тут может быть "историческая достоверность"?

Другие рецензии читайте в еженедельном журнале ЭКРАНКА.РУ
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments