1_charlemagne (1_charlemagne) wrote in drugoe_kino,
1_charlemagne
1_charlemagne
drugoe_kino

Category:

Модильяни, "Керэль" и гомоэротика у Сокурова.

    Вот ужо побывал на выставке Модильяни в Цветаевском музее и в целом не понравилось. Не мой художник, хотя и на него найдутся свои любители. Ощущение после выставки - словно побывал в покойницкой: жирафоподобные бабы может быть и способны кого-то настроить на лирический лад, но эти... Эти жуткие пустые голубые глазницы, наверное, ещё будут преследовать меня по ночам, настолько они неживые, мёртвые. Так, наверное, выглядели фарисеи из фантастического романа  "Три сердца и три льва" Пола Андерсона: бессмертные кадавры, полу-маги - полу-духи, капризные и спесивые, но не имевшие собственной души.  Ходил среди них и скучал, впрочем, не я один. Запомнилась одна девушка, которая шла с подругой от одной картины к другой и постоянно повторяла одну и ту же фразу: "Жесть! Нет,я больше так не могу! Это просто жесть!"  Напоследок свернул к основной экспозиции и там, наконец, получил то, зачем пришёл в музей. Минут пятнадцать сидел и, глупо улыбаясь, смотрел на копию надгробия какого-то португальского кардинала. И был абсолютно счастлив. Вывод: хочешь почувствовать причастность к Универсуму - иди к Давиду Микеланджело. Пусть даже в копии.
   
Любопытно, что когда рассматривал "Большую обнажённую" Модильяни, подумалось, что фон на котором изображена модель, интереснее самой модели. Почти тоже самое мне сказал тем же вечером один мой приятель, но уже по другому поводу: "Для Фассбиндера в "Керэле" фон на котором происходит действие, интереснее самого действия. И даже актёров." Сложно несогласиться. Есть что-то глубоко неправильное в том, что Художник уделяет больше внимания частностям, нежели главному.  Игра со светом и цветом, все эти изысканные кинематографические виньетки - это безусловно неплохо, но на одних виньетках ведь далеко не уедешь.Последний фильм Фассбиндера драматургически довольно слабый, актёрам нечего играть. И всё же что-то мешает мне однозначно отправить его на помойку Истории, что сделали уже, кстати сказать,и без меня многие критики и зрители. Может быть потому, что снимал его всё же эстет. Пусть и умирающий, агонизирующий, но эстет, художник, и временами в этом долгом нудном и выспренном повествовании возникают отблески того, что притягивает взгляд и чувство, как могут их притягивать только порок,смерть и настоящее искусство. Музыка, хищный алый рот и кукольный голос Жанны Моро, выдержка из "О любви" Плутарха, Брэд Дэвис застывший с окровавленным ножом в руке в позе античного Гармодия ( в музей, все в музей!), он же - такой сильный и слабый, валяющийся в ногах у героя Франко Неро. С грустью узнал, что Дэвис снимался у немца уже после того, как узнал о своей болезни ( и это спустя всего четыре года после "Полуночного экспресса"!). В какой-то степени это объясняет его безрассудный поступок. Сняться в столь откровенном фильме в 1982 г. можно было только в том случае, когда тебе нечего больше терять. 
   При просмотре  "Керэля" создаётся впечатление, что Фассбиндер под конец жизни, наконец, решившийся снять свой Самый Главный Фильм, фильм - квинтэссенцию потусторонних чувств, сублимировавшую в себе всю тёмную запретную вселенную мужской похоти, жестокости, силы, одиночества, жажды любви и власти, потерпел фиаско, именно потому, что не смог вывести своё кинополотно за рамки геевской субкультуры.  История, рассказанная Жене, и не претендовала на универсальность. Фассбиндер же попытался снять притчу ( отсюда и изысканная условность декораций и костюмов: они существуют как бы вне времени), но притча именно что притендует на универсальность, однако её режиссёрское воплощение едва ли может заинтересовать кого-то кроме специалистов-киноведов, "конченных" эстетов и поклонников "сократической любви". Совсем другое - "Дни затмения" Сокурова, где гомоэротические мотивы хотя явно и присутствуют, но, конечно, не являются главными.
    Здесь впору говорить о Космосе Сокурова, а не о его полисе ( хотя, полис, в представлении древних, и является проекцией Космоса). Другой масштаб. Сокурову тесно в рамках фантастического жанра,он намеренно заявляет, что в его фильме нет фантастики. Что роднит его с Тарковским ("Солярис" и "Сталкер"), как бы он от этого родства не открещивался. Сокуров, возможно, снял лучший свой фильм, показав себя именно, как эстета, мистика, прорастившего фантастику прямо из быта, сообщив последнему величие бытия (в идеалистической философии - подлинную и абсолютную вневременную реальность). Несмотря на то ( а может быть и БЛАГОДАРЯ ТОМУ), что эстетическое в этой картине давлеет над фабулой, притча у режиссёра получилась. Главный конфликт - между Человеком и Местом. Главная тема - возможно, человеческое одиночество. Это, конечно, субьективно, но заключительные, удивительные по своей красоте кадры, стали для меня и откровением и главным аргументов в пользу этого. А ещё вспомнилась история Святого Антония, оставившего свою сестру и родной дом, и ушедшего в пустыню жить отшельником. Правда, он был неграмотным коптом, но на Западе почитался великим врачевателем и изображался окружённым животными. Вам это ничего не напоминает? Религиозные аллюзии в самом фильме очевидны. Как, впрочем, повторюсь, и гомоэротические. В какой-то момент мне даже в голову закралась крамольная мысль, что мол действие рассказа Стругацких было перенесено Сокуровым в Среднюю Азию лишь для того, чтобы красивый актёр Ананишнов мог солидную часть фильма разгуливать в кадре полуголым.  Конечно это не так, но сдаётся мне, что если бы Александр Николаевич только захотел, он бы смог стяжать себе славу  "Русского Джармена" ( тоже, кстати, своеобразно высказавшегося на религиозную тему - фильм "Себастьян" 1976г.) К счастью, ему это неинтересно.  Однако и яростное отрицание режиссёром любых пересечений с темой  "крепкой мужской любви" после просмотра "Дней затмения" кажется уже смехотворным. Камера оператора откровенно любуется Алексеем Ананишновым - врачом-атлетом с лицом-булавой, неприкрыто чувственно показаны  отношения героя со свои татарским другом, отсутствие в его жизни женщин, кроме сестры, абсолютно непонятная линия офицера Снегового и молодого солдата - его водителя. Не думаю, что сделано всё это было намеренно. Не это в фильме главное. Просто "широк человек", а тем паче Художник: столько всего в нём намешанно, и сколько он не лукавь, не сопротивляйся, а всё равно ткань произведения впитает его в себя без остатка. 
    Как же удивительно отличается этот фильм Сокурова от его последующих работ. По мне, так от  "Круга второго", "Молоха" и "Тельца" несёт мертвечиной. Кажется мы опять вернулись к теме "мертвое в искусстве". Круг замкнулся?
  
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments