Темучин (temucheen) wrote in drugoe_kino,
Темучин
temucheen
drugoe_kino

Category:

Вернер Херцог

Дебютный фильм Херцога «Lebenszeichen» неудачен и малоинтересен, до конца я его досмотрел исключительно из-за симпатии, испытываемой к режиссеру. В первых фильмах его герои сходят с ума безусловно клинически: что раненый парашютист объявивший войну мирному городу, что карлики, устроившие революцию – персонажи подходящие разве что для дурдома, но не для полнометражного кино. Что хотел нам сказать Херцог непонятно, снимать-то он еще толком не умел и тут уж можно придумывать сколько угодно теорий, но после дебютных работ немецкий режиссер снял любопытную документалку «Страна молчания и тьмы» про слепонемоглухих. И здесь, наверное, впервые он проявляет себя остро и ясно, впервые ставит интересный вопрос: что есть безумие, как оно проявляется, а может его и нет вовсе, а существуют лишь разные люди, которые по разному адаптируются к окружающему миру. И в работе «Каждый сам за себя, а Бог против всех» он эту тему развивает. Но давайте мы к этому фильму чуть позже вернемся, а сейчас поговорим немного о трилогии с Клаусом Кински. Если рассматривать эти фильмы (Агирре-Фицкаральдо-Кобра Верде), воедино, то можно наблюдать за изменением восприятия Херцогом одного и того же, в общем-то, героя. С точки зрения кинематографической, они конечно же разную ценность в себе несут, но техника никогда не была сильным местом этого режиссера, мы это прекрасно понимаем.
«Агирре, гнев божий» стал для Вернера Херцога первым удачным художественным фильмом и, мало того что просто удачным, а общепризнанным шедевром. Дугин по теме много чего нафантазировал, герой очень хорошо под схему этого интересного философа подходит, но персонаж Кински вполне укладывается и под противоположную схему: он очевидно такой безумец и фанатик, который с позиции современного общества безусловного осуждения заслуживает. То есть тут одни могут сказать что это такой маленький Гитлер, ведущий своих спутников на верную погибель на пути в никуда в жажде мирового господства, а другие возразят, ан нет: герой бросает вызов, чему бы он его не бросал, в поисках своей обетованной земли, что в целом очень хорошо. И эта двойственность фильма Херцогом закладывается вполне очевидно; он сам, вместе с нами, наблюдает за героем, не вынося ему оценки. Может и в двух своих ранних фильмах, режиссер хотел добиться чего-то похожего, но навыков не хватало, а скорее ему тогда просто были интересны очевидные и совершенно некинематографические паталогии. А уже Агирре с точки зрения врачебной находится вполне в рамках здравого смысла. В конце, когда его мечты потерпели крах, он конечно с ума сошел, но тут у любого от голода, зноя и вражеских стрел расстройство случится.
Мы сразу не будем перепрыгивать к следующему фильму трилогии, «Фицкаральдо», а попытаемся проследить чем Херцог жил и о чем думал все эти годы. Он откопал где-то парня по имени Бруно, совершенно сумасшедшего, и сделал из него актера и музыканата, утверждая, что это и есть чистое и настоящее искусство, некая выкристализованная сущность, незамутненная образованием. Как музыканта Бруно, конечно же освистали; в качестве актера он играл не вполне вменяемых персонажей, каким он и сам был. Давайте теперь, как собирались, вернемся к фильму «Каждый сам за себя, а Бог против всех», где этот самый Бруно играет. Там, если вы не помните, находят человека на улице. Непонятно откуда он взялся; ему восемнадцать лет, но он не то, что писать или читать, говорить не умеет, но быстро всему учится. Вначале его показывают в качестве аттракциона, ученой обезьяны; потом оказывается, что он невероятно талантлив; а лет через пять после появления, его неожиданно убивают. Аллегория тут довольно прозрачна. Но даже если бы мы ее и не поняли, название услужливо подсказывает – все мы появляемся в этом мире неожиданно, чему-то, непонятно для чего учимся, также внезапно исчезаем и вроде как Бог во всем виноват. Там еще показывают такого мерзкого творца, который все эти 18 лет держит героя в заперти, потом выпускает на волю, а в конце от него избавляется. Если судить по этому фильму, вроде бы Херцогу Бог глубоко несимпатичен, но на самом-то деле, черт его знает, больше нигде у Вернера эта тема не проявляется, тем более мы знаем, что он в 14 лет обратился в католичество и сейчас тоже подчеркивает, что он ревностный католик. Может быть в какой-то период его вера колебалась, тут сложно сказать. Но Херцог упорно исследовал все эти «нормальности» и «ненормальности», смысл жизни и его отсутствие, разный для всех категорий человеков, пристально наблюдал за ними и в конце концов пришел через это наблюдение, медитацию своего рода, к некой вере, - трансформировавшейся и более яркой чем ранее - в Бога, в человека, в природу, как бы мы ее не назвали. И теперь он отказывается от использования клинически ненормальных персонажей. Как будто бы он искал в безумии какую-то истину, и в какой-то момент успокоился поняв, что ее там нет.
И теперь он снимает «Фицкаральдо». Немало скандалов было связано с этим фильмом, главные касались конечно же актеров: вначале на главную роль выбрали Мика Джеггера с Джейсоном Робардсом. Собственно Джеггер давно хотел попасть на Амазонку, они еще с Кеннетом Энджером и Брайаном Джонсом мечтали, как уедут далеко в Южую Америку, присоединятся к какому-нибудь из местных племен, и будут учиться магии. Но попав в «страну своих грез», Джеггер сразу же понял, что тут все не так как мечталось, тем более что со съемками хватало проблем и Мик воспользовался какой-то уловкой в контракте, а может договорился с Херцогом по-хорошему и свалил в родной Лондон. Робардс же натурально сошел с ума: залез на пальму и решил, что он обезьяна, его потом несколько месяцев в клиниках в себя приводили. Таким образом Херцог остался без единого актера, хотя вначале было целых два, и пригласил на главную роль Клауса Кински. Тот очень обижался на то что не позвали сразу и много привередничал. Дошло до того, что вождь местного племени сказал режиссеру: «слушай, мы видим как этот парень тебя раздражает, признаться и нам он тоже не нравится, давай мы его убьем». Но мы немного отвлеклись, вернемся к нашему персонажу. Тут герой Кински похож на Агирре невероятно, он так же одержим идеей, только времена изменились и он не ищет Эльдорадо, а строит в джунглях Оперный зал, ну и никого при этом не убивает, понятное дело жизнь человека ценится куда больше, чем во время завоевания Америки. И в этом как раз и плюс Фицкаральдо: если Агирре персонаж чисто мифический, то Фицкаральдо вполне можно представить (Херцога сравнивали со своим героем, его режиссерский проект мало уступал строительству Оперы по своему размаху). Режиссер совсем отказывается от идеи безумия, его интересует исключительно человек в связи с природой.
И третий фильм, который мало кто любит, называется «Кобра Верде». Можно понять, почему его почти не смотрят, Херцог вместо того чтобы рассказывать историю, снимает природу, какие-то танцы ритуальные: смотреть на все это скучновато, конечно же. Но мы говорим о эволюции героя, а не о сторителлинге, и здесь Херцог полностью отказывается от мифа: сыгранный Кински герой обычный бандит, без особых целей: он не ищет Эльдорадо, не строит Опер. В общем-то все, что ему надо – попасть в страну, где идет снег, потому что там хорошо и красиво, но вместо этого его отправляют в прямо противоположном направлении – на Юг, в Африку, наладить работорговлю; ему совершенно на все это наплевать, но предложение поставлено так, что отказаться от него нельзя. И в Африке Херцог увязает в своих этнографических интересах, а Кински ведет себя так как вел бы любой гумилевский пассионарий на его месте: приобретает деньги и власть, потом все это теряет, а возможно еще и жизнь впридачу, но не в этом суть, он особенно и не огорчается потерям. Единственное, что могло бы его расстроить – то, что он так и не увидел снежные горы. И у Херцога на этом фильме окончательно заканчивается творческий поиск, он находит то что искал, перестает быть режиссером и становится, по всей видимости, счастливым человеком, снимая малоинтересные, как собственно кино, но очаровательные, эскизы о людях, находящихся наедине с собой и природой. Что Вернер нашел, одному Богу известно.


Отрывок из интервью, которое можно полностью прочитать по адресу: http://www.bbc.co.uk/bbcfour/documentaries/storyville/ask-herzog.shtml

В вашей жизни было много необычных событий, приключений, а что вы думаете произойдет с вами после смерти?
ВХ: Прежде всего у меня не было никаких приключений. Приключения случались в Средние века, когда рыцари странствовали по неизведанному миру. И позже, когда исследователи открывали terra incognita. Но в последнее время это затруднительно. Отправиться в приключение означает теперь оказаться первым на Северном полюсе или что-то типа того. Это смешно и бессмысленно. Понятие обесценилось и не подходит нашему времени. Я полностью отвергаю идею приключений и никогда не хожу в приключения сам. Что же будет со мной после смерти я не знаю, я не ожидаю ничего конкретного.

Хорошо известны ваши отношения с Клаусом Кински, а что вы можете сказать о Бруно С., игравшем Каспара Хаузера и Строшека?
ВХ: Вопрос требует долгого и подробного ответа, но я попытаюсь сосредоточиться на главном. У Бруно была ужасная юность и это сделало его «трудным» для общения, он стал подозрителен ко всему внешнему, не мог никому доверять. Но я заслужил его доверие, и после этого с ним стало очень легко работать. Временами он бросал работу и начинал рассуждать о несправедливости мира. Тогда я останавливал съемку и мы слушали его рассуждения о несправедливости, порой по 3-4 часа. Это всегда было важно. Я всегда вступал с ним в физический контакт, просто обнимал его и брал за руку. Это хорошо для него. С другой стороны, он человек выдающихся способностей, потрясающей глубины и терпения. Это передалось на экран, как ничто другое не передавалось. Для меня он – Неизвестный солдат кинематографа.

Вы все еще общаетесь с ним?
ВХ: Я не видел его достаточно долго, с тех пор как живу в Соединенных штатах. Он ушел на пенсию. До этого работал на сталелитейном заводе.

Мой вопрос касается финансирования и ваших мыслей по поводу того что творческая документалистика не очень хорошо поддерживается на телевидении. Вы можете посоветовать как получить финансирование на создание документальных фильмов новичкам?
ВХ: Я не могу дать конкретный совет, все ситуации отличаются друг от друга. Если это человек, вероятно молодой, как-то связанный с нестандартными, необычными вещами, я бы посоветовал ему проявить инициативу и взять обычную камеру. В наши дни можно снимать цифровой камерой, как я на Тибете. В «Колесе времени» я снял всю Тибетскую часть с помощью мини-камеры. Работать таксистом, вышибалой в клубе, охранником в сумасшедшем доме. Делать что-то что бы проникнуть в pura vida, как говорят мексиканцы, истинную эссенцию жизни. Я бы предпочел чтобы режиссер работал вышибалой, зарабатывая деньги на фильм. Вам придется сделать самим первый шаг, потому что никто не встанет на вашу сторону. А когда у вас будет что-то, что можно показать, неважно какого качества, у вас будет гораздо лучший шанс.

Почему вы приписали цитату, которой открывается ваш фильм «Пилигримаж» Фоме Кемпийскому?
ВХ: Должен признаться: я придумал эти слова сам. Мне нравится так делать, я хочу чтобы аудитория начинала смотреть фильм уже будучи очарованной. То же самое было на «Уроках тьмы», они начинаются с цитаты из Паскаля, которую придумал я. И эти слова не хужи, чем у Паскаля, кстати. Он вполне мог бы начать с них какую-нибудь из своих работ. Как мне подойти к фильму, как мне вступить в фильм? Я начинаю с неких чарующих мыслей, насыщаю ими фильм, и мы уже готовы смотреть его другими глазами.

Самый возмутительный миф, касающийся вас?
ВХ: Я сам их иногда придумываю, мне нравятся подставные лица, двойники и их умножение. Я защищен от всех этих штук, пусть они цветут. Я не сажаю их, не разбрасываю семена. Могу посоветовать вам прочитать книгу «Херцог о Херцоге» и кое что прояснится.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments