сиракуза (bookasha) wrote in drugoe_kino,
сиракуза
bookasha
drugoe_kino

Categories:

Призраки Гойи. Милош Форман, 2006

В редком подарке Формана на первый взгляд почти нет призраков, и куда меньше - самого Гойи. Привычная для стареющего художника картина о творчестве - здесь это не что иное, как набор зарисовок, деталей, ярких карточек; художник-наблюдатель не участвует, он просто рядом. Когда святого отца подвергают пытке, Гойю выбрасывают за дверь, когда безутешную мать отправляют в лечебницу, Гойя об этом не знает; и даже в финальных кадрах он остается не у дел. Более того, и само его творчество с самого начала фильма не может прижиться в этом лоскуте испанской истории: гравюры попирают, портрет сжигают, и даже сама королева, отсидев на деревянном коне добрый десяток часов, возмущена работой художника.

Манера уже не нонконформиста Формана - кадры-зарисовки, пестрое покрывало моментов эпохи - безусловно, лишает фильм драматизма. И Портман, то голая и измученная в катакомбах, то безумная Грета со свернутой челюстью, то клыкастая куртизанка, наравне с этой манерой взбудоражит воображение критиков, и те вооружатся перьями в порыве саркастичеких плевков желчью - хотя перья эти зачастую не мешало бы вернуть туда, откуда они были выдернуты. Хотя, прямо сказать, Форман и меня смутил этой необычной сиюминутностью - когда король вроде бы только исполнил свою музыкальную издевку, и ты еще не вполне насладился услужливым польщением Гойи (прекрасно сыгранным шведским актером Стелланом Скарсгардом), - и тут же сцена резко обрывается, очередная картинка отбывает в стопочку.

Но и среди стопочек есть главная фигура - выбивающийся из пестроты отец Лоренцо (Хавьер Бардем), выросший до осознания французской революции и закладывания ладони за пазуху а-ля Бонапарт некогда апологет инквизиции. Грузный, мрачный и совсем по канонам католического духовенства склизкий и тошный, во второй части действа он расцветает в бодрого властителя дум и отца семейства, притом не расплескав своей подлой натуры - и с детьми, и с любовницами, и с друзьями.

Именно при нем брат Наполеона и отбирает картины в королевском дворце - решая отсылать императору не "Сад наслаждений" Босха, а изображение семьи Карла VI. А ведь "Призраки Гойи" - это и есть правое крыло фламандского полотна, на котором акцентировано внимание камеры. На нем изображен Ад. Мрачные и нарочито уродливые, то хищные, как заправские проститутки, то беспощадные, как солдаты-завоеватели - полулюди-полузвери, а с ними пороки и насилие - вот те призраки, что отнимали слух, те призраки, что насиловали юных дев в темницах, те, что сажали на дыбы. Те призраки, что ходили и по улицам Гойи, и по бульварам нидерландского живописца. Кто в рясе, кто в кринолине, а кто в царском камзоле.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments