1_charlemagne (1_charlemagne) wrote in drugoe_kino,
1_charlemagne
1_charlemagne
drugoe_kino

Category:

Признание в любви: "Полуночный экспресс" Алана Паркера.

      Досмотрел до конца. Едва не разрыдался, сам не знаю почему. В голове занозой сидит один вопрос: "Почему кинематограф Паркера до сих пор проходил мимо меня?" После просмотра "Сердца Ангела" осталось ощущение недопонятости, он не то что бы привёл в восторг, но заинтриговал что ли. Ясно было, что встретился с большим Художником. После же просмотра "Полуночного экспресса" кланяюсь режиссёру в ноги, просто за то, что он есть и был.
     Было какое-то особое поветрие в кинематографе конца 70-х  и целиком 80-х годов: это жгучий, неподдельный интерес к людям. К лицам. К самым эпизодическим героям.  По улице идёт Ким Бессинджер, а камера выхватывает из толпы тётку ругающуюся со своей собакой. Герои в какой-то забегаловке едят спагетти, а рядом пожилая томная негритянка поёт и кокетливо косится при этом на презабавнейшего старикашку.  Курьер никогда не снимающий наушники, и дёргающийся в ритме брейк-данса.  Продавец механической курицы, несущей деревянные яйца. Неважно, кто это снимал Эдриан Лайн, Роберт Олтман или Сидни Поллак - в этом они были едины. Умение расширять пределы "вместимости" камеры, придавало их историям объём, принципиально необходимый для любого произведения искусства. Мне грустно и горько, что это умение и этот интерес сейчас почти утрачены. Жизнь вокруг голой фабулы никому не интересна. Клиповый монтаж сладострастно пожирает самую массовую религию двадцатого века.
    Первые кадры: виды вечернего Стамбула. Смотришь и понимаешь, что сейчас режиссёр не стал бы им уделять столько времени, даже если бы делал талантливую стилизацию под кино 70-х, как,например, Спилберг в "Мюнхене", а Паркер стал. Но ровно столько, сколько нужно для погружения зрителя в опасную и тревожную атмосферу восточного города. Здесь всё чётко выверенно до секунды, как с хрестоматийным кусочком рафинада у Кислевского в "Три цвета: Синий".  Гостинничный номер. Разбросанные вещи. Мужские пальцы суетливо заворачивают в фольгу плитки с гашишем. Пластырем плитки крепятся на обнажённом торсе. Слышны удары сердца. Позже Паркер и Оливер Стоун (сценарист) изящно закольцуют этими ударами всю историю. Но сейчас мы просто понимаем, что этот парень боится. И вот в первые нам покажут в зеркале его лицо. Мальчишеское, немного лопоухое, с абсолютно наивным взглядом человека не на своём месте. Он делает несколько вздохов, стараясь успокоить взбунтовавшееся сердце, и так начинается чудовищное путешествие двадцатилетнего американца Билли Хейса по всем кругам турецкого тюремного ада.
     Давно я так отчаянно не сопереживал главному герою. Актёр Брэд Дэвис (как узнал позднее, умер в 91 году от СПИДа, успев отметиться у таких мастеров как Олтман и Фассбиндер) сумел передать своему герою мальчишескую наивность и подростковые неистовость и отчаяние. Билли Хейс на протяжении всего фильма претерпевает ужасные метаморфозы.  "Круги тюремного ада" - это не затёртая метафора, а реальные отсылки к "Божественной комедии" Данте (особенно явно в сценах в отделении для умалишённых). Жуткая сцена где вчерашний мальчишка, откусывает язык у своего обидчика, предвосхищает знаменитые кадры из "Молчания ягнят" (правда, там где Демме заигрывает с эстетикой безобразного, Паркер использует чудовищность ситуации лишь для того, что бы показать достижение героем некой запредельной черты: ненависть достигла своего пика, далее последует регресс). А первая встреча в тюрьме Билли со своей девушкой, шокирующая своей откровенностью и безкомпромиссной режиссёрской честностью, вызывает в памяти снятый за два года до этого "Полёт над гнездом кукушки" Формана. 
   Всё это невозможно описать, это нужно пережить самому. И тогда в памяти остануться виды вечернего Стамбула, крики павлинов, которых турки используют вместо собак, плитки гашиша, завёрнутые в фольгу, повешанная кошка, скомканная одежда, палочные удары по пяткам, мужская, намыленная рука на твоём бедре и вмиг постаревший отец, в отчаянии кричащий твоему палачу: "Не смей трогать его!" Всё это невозможно описать. Это нужно пережить самому. Хотя бы на экране кинотеатра.

   
Subscribe

  • Эротическое в "Калине красной" (1974)

    "Калина красная" обновлена и снова выпущена в прокат. По такому случаю я тоже решила пересмотреть эту экзистенциальную трагедию, много раз…

  • "Поздние свидания" 1980 г. реж В. Григорьев

    Они познакомились на экскурсионном теплоходе. Оба уже немолоды, и совершенно разные во всех отношениях. Он - женат. Она- свободна. Он -…

  • "Сладкая женщина" (1976)

    С большим удовольствием пересмотрела старый фильм. Образ Анны Доброхотовой (многозначная фамилия? потому что слово "добро" имеет два совершенно…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Эротическое в "Калине красной" (1974)

    "Калина красная" обновлена и снова выпущена в прокат. По такому случаю я тоже решила пересмотреть эту экзистенциальную трагедию, много раз…

  • "Поздние свидания" 1980 г. реж В. Григорьев

    Они познакомились на экскурсионном теплоходе. Оба уже немолоды, и совершенно разные во всех отношениях. Он - женат. Она- свободна. Он -…

  • "Сладкая женщина" (1976)

    С большим удовольствием пересмотрела старый фильм. Образ Анны Доброхотовой (многозначная фамилия? потому что слово "добро" имеет два совершенно…