
Экранизации комиксов - не редкость на сегодняшнем кинонебосклоне. Но когда речь идет о Спайдерменах или Черепашках-Ниндзя, то это, естественно, не относится к тематике данного сообщества, а вот когда незаурядный комикс экранизируют серьезные режиссеры, то подобное кино заслуживает, на мой взгляд, самого пристального внимания (я уже писал тут некоторых таких комикс-экранизациях: "Бэтмен", "Город Греха", "Американское великолепие", "История жестокости"). Тем более подробного разговора заслуживает кино, поставленное и сочиненное при непосредственном участии крупнейшего современного комикс-автора, живого классика, гуру, маргинальной звезды, гения и злодея Фрэнка Миллера.
Это второй эксперимент Миллера в кино, ранее он работал с Родригесом над "Городом Греха" (а сейчас работает над продолжением). Это еще одно тотальное погружение в самую суть жанра комикса, еще один сеанс бритвы по венам, еще одна задержка дыхания без ограничения времени. Ведь комикс нельзя рассматривать только лишь как способ рассказать историю или только как череду картинок с пояснительным текстом. Комикс - это рисованное кино (вспомните классические раскадровки Эйзенштейна к "Броненосцу Потемину"), комикс - это жанр, предполагающий погружение. Автор комикса - и рассказчик, и режиссер, и оператор, и звукорежиссер. Во всяком случае, таковы комиксы Миллера.
Я когда-то фантазировал тут о том, каким мог бы быть кинематограф древних римлян. Сегодня я хочу классифицировать "300" как кинеатограф древних греков. И не просто каких-то там торгашей-афинян, эксгибиционистов-олимпийцев, философов, математиков, эстетов, литераторов, художников, ремесленников из других частей Греческого Архипелага. Мы говорим тут об одной из самых эстравагантных, воинственных, неприступных, жестоких, тоталитарных, идеалистских, безжалостных и целостных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле. Я говорю о Спарте, разумеется.
В основе фильма действительный историчский эпизод противостояния трехсот идеальных воинов-защитников миллионной армии злобных захватчиков. Но история эта, в конечном счете, лишь основа для предоставления недосягаемого и от этого потрясающего в своём сверкающем совершенстве примера для подражания и зависти всех последующих поколений и народов.

Каждый из Трехсот прекрасен внутренне и внешне. При этом между ними нет никаких интриг, никакой соревновательности, жажды личной славы, амбициозности. Их жизнь подчинена ОБЩЕЙ цели, ВЕЛИКОЙ цели, ради которой каждый из них готов принести в жертву единственное, что у него есть - себя, свою кровь, свою жизнь. Их не интересуют эстетика и внешняя красота, они не ведают стыда (стыдливости), в них нет ни капли эротизма, им чуждо самолюбование. Их внешнее и внутреннее кристально-чистое, незамутненное совершенство выпестовано совсем для иного. Для славы, для величия их родины, для победы над чудовищным, отвратительным, коварным и непобедимым врагом, победы, являющейся наивысшей, наипрекраснейшей и наижеланнейшей целью для каждого из них и для их общности.
В этом смысле "300" - героический эпос в чистом виде. "Александр Невский" нашего времени. Агитационно-патриотическое кино тоталитарного толка. Фронтовые 100 грамм для поднятия морального духа. Кино, которое снимают во время войн. И для тех, кто на фронте, и для тех, кто работает на фронт, и для тех, кто ждет своих сыновей домой, и для тех, кто уже их не дождется. Это великая в своей дидактичности, наивности и одномерности поучительная история для всех возрастов (не поворачивается язык назвать ее "сказкой").
Можно долго спорить о художественной ценности и актуальности подобного жанра на совеременном киноэкране. Я, например, отношусь к центральному мессиджу фильма с некоторой опаской с одной стороны и с цинично-недоверчивой усмешкой с другой. Но кроме смысловой составляющей у этого неазурядного в своём роде фильма есть еще одно ни словом не упомянутое достоинство: его визуальная роскошь и великолепие. Я еще раз возвращусь к мысли о том, что это кино древних греков: преисполненное стремлением к совершенству и преклонению перед недосягаемыми героями, избыточно-красивое, изысканное и изящное. Кино, где каждый кадр дышит величием и благородством, где кровь, смерть, насилие и животная жестокость лишь необходимая, неизбежная и от того aприорно принимаемая цена за будущую славу. Славу для каждого в отдельности, но не мыслимую при этом отдельно от общей славы.

Community Info